Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Защита прав несовершеннолетних при выдворении иностранных граждан – законных представителей детей



Миграционные процессы, происходящие во всем мире, в том числе и в Российской Федерации, затрагивают все сферы государственного управления, а субъектами таких отношений выступают различные категории населения. Дети в данной сфере выступают особыми субъектами административно-правовых отношений.

Ведущую роль в системе административно-правового регулирования миграционных отношений играют международные нормативные правовые акты и федеральное законодательство Российской Федерации. Так на международном уровне права несовершеннолетних мигрантов закрепляют следующие нормативные акты: Всеобщая декларация прав человека (принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года), которая регламентирует отношения, связанные с перемещением граждан и возможностью определения их гражданской принадлежности, Конвенция о правах ребенка (принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), содержащая нормы, направленные на регулирование перемещений несовершеннолетних мигрантов.

В российском законодательстве вопросы въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и выезда за её пределы регламентирует Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», вопросы их пребывания (проживания) – Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Анализ Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» показывает, что законодатель не выделяет в качестве отдельного субъекта несовершеннолетних иностранных граждан и поэтому нормы не отражают особенности их правового статуса. Дети, прибывшие с родителями или иными законными представителями, рассматриваются как члены их семей и следуют с ними. Но о членах семьи иностранного гражданина речь идет только в абз.3 ч.1 ст.5 в том случае, если он является высококвалифицированным специалистом.

Таким образом, можно сделать вывод, что защита прав и интересов несовершеннолетних иностранных граждан и без гражданства чётко в российском законодательстве не регламентирована, но в совокупности международных и российский норм на практике применяется.

В соответствии с действующими законодательными актами, в случае нарушения миграционного законодательства рассмотрение вопросов о привлечении к административной ответственности отнесено к компетенции федеральных судей районных (городских) судов. И одним из видов административного наказания, предусмотренного за нарушение миграционного законодательства, является выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации.

Так, для раскрытия темы необходимо разделять три различных ситуации, в которых оказываются несовершеннолетние при выдворении их законных представителей, иностранных граждан, с территории РФ.

Первая ситуация: несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, находящийся на территории России незаконно, в силу статьи 2.3 КоАП РФ сам несет ответственность за нарушение миграционного законодательства. Такие несовершеннолетние должны быть направлены в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (далее – ЦВСНП), порядок их возвращения на родину, финансирование соответствующих мероприятий регулируется Соглашением о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания от 07.10.2002года. Несовершеннолетние иностранные граждане из ЦВСНП передаются представителям транзитных учреждений государств-участников СНГ или в сопровождении должностных лиц ЦВСНП доставляются в государства постоянного проживания. В случае доставления в государства постоянного проживания передаются законным представителям или органам государственной власти, исполняющим функции органа опеки и попечительства.

         Для рассмотрения других двух ситуаций, связанных с выдворением несовершеннолетних с их законными представителями с территории Российской Федерации необходимо рассмотреть понятие «выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации».

         В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации может осуществляться в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации либо в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

Районные (городские) отделы судебных приставов управлений федеральной службы судебных приставов России либо пограничные органы в соответствии со своими полномочиями осуществляют административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.

В таком случае, представители органов опеки и попечительства, привлеченные к рассмотрению дела об административном правонарушении, должны ходатайствовать о помещении в Центр временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации и реадмиссии за пределы Российской Федерации Отделов МВД правонарушителя, законного представителя, совместно с несовершеннолетним ребенком, ссылаясь при этом на Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (принятую в Риме, 4 ноября 1950 г.),которая закрепляет право каждого на уважение его семейной жизни и высылка иностранца, разлучившая его с семьей, может рассматриваться как неоправданное вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на семейное благополучие. А также ссылаться на Всеобщую Декларацию прав человека, которая объявляет семью "естественной и основной ячейкой общества", обладающей правом на "защиту со стороны общества и государства". И наконец, Конституция Российской Федерации провозглашает государственную защиту "материнства и детства".

Однако, вопреки вышеуказанным нормам имеет место вынесение постановлений судами о выдворении только родителей без ребёнка, основывающихся на том мнении, что в Центрах временного содержания иностранных граждан не предусмотрено содержание несовершеннолетних, а также отсутствует финансовое обоснование выдворения несовершеннолетних. Законодательством предусмотрено финансирование выдворения самого нарушителя миграционного законодательства, а ребенок в возрасте до 16 лет не подлежит ответственности за данное нарушение. В ходе судебного заседания необходимо выяснить имеются ли финансовые средства у законных представителей, за счет которых будут выдворять несовершеннолетнего. И в случае их отсутствия имеется возможность прибегнуть к помощи спонсоров, диаспор и т.д.

Да, рассматриваемая ситуация, самая спорная и сложная для разрешения, но задача органа опеки и попечительства – это защита права несовершеннолетнего на воспитание в семье, и для достижения этой цели необходимо приложить все усилия.

И наконец, рассмотрим третью ситуацию.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции осуществляет контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства назначенного ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

Таким образом, при принятии решения о вынесении административного наказания за нарушение миграционного законодательства о выдворении в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации. Правонарушитель самостоятельно, как правило, за счет собственных финансовых средств покидает территорию Российской Федерации. В таком случае задача органа опеки и попечительства в разъяснении иностранному гражданину действующего законодательства. В том числе запрет на въезд на территорию Российской Федерации в течении 5 лет. И в случае оставления несовершеннолетних детей в Российской Федерации будет отсутствовать возможность какого либо общения с ним, что повлечет нарушение права ребенка на проживание, воспитание в семье и общение с родителями.

Рассматриваемая тема не затрагивается ни одним постановлением Пленума Верховного суда, судебная практика показывает, что суды, учитывая нормы Конвенции о правах ребенка, как правило, не принимают решения о применении административных мер, связанных с удалением несовершеннолетних мигрантов с территории Российской Федерации. Так, судья, назначая административное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации иностранному гражданину, пребывающему в Российской Федерации вместе с малолетними детьми, не вправе указывать на выдворение такого гражданина вместе с ними, поскольку они возраста наступления административной ответственности не достигли и производство по делу в отношении них не осуществлялось (Постановление Президиума Свердловского областного суда от 20 ноября 2013 года).

Например, судья городского суда назначил гражданке Узбекистана Р. административное выдворение в форме контролируемого самостоятельного выезда совместно с малолетним ребенком 2011 года рождения, на что указал в резолютивной части постановления, фактически подвергнув наказанию этого ребенка (поясняет в своей статье Н.В.Полякова, кандидат юридических наук, доцент). В другом случае, наличие малолетнего ребенка у гражданки Кыргыстана А. явилось основанием для замены административного наказания в виде принудительного выдворения контролируемым самостоятельным выездом в связи с тем, что его применение сопровождалось помещением до исполнения наказания в специальное учреждение, в случае чего малолетний ребенок остался бы без попечения родителей. А исполнение принудительного выдворения в отношении А. неизбежно привело бы к тому, что её малолетний ребёнок остался бы в другой стране.

И ещё один пример: Динским районным судом вынесено постановление о назначении наказания гражданке Узбекистана Ж. в виде штрафа с административным выдворением совместно с несовершеннолетним ребенком, с содержанием в условиях Центра временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации и реадмиссии за пределы Российской Федерации Отдела МВД России по Гулькевичскому району по адресу: Гулькевичский район, с. Новоукраинское, ул. Школьная, д. 5.

Как видно из приведенных примеров, судебная практика однозначных ответов не дает, но защитить основные и необходимые права детей на проживание и воспитание в семье является неотъемлемой нашей задачей.

На данный момент миграционное законодательство содержит большое количество пробелов в регулировании правового положения детей иностранных граждан и лиц без гражданства. Необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее законодательство в части регистрационного учета несовершеннолетних детей иностранных граждан, их правового статуса дополнив Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» отдельной главой или дополнительных статей в имеющиеся главы закона.



Назад в раздел
 




Яндекс.Метрика