Этический кодекс приемного родителя Краснодарского края
(Принят решением Общественного Совета приёмных семей Краснодарского края от 24 июня 2016 года)
I. Основные понятия
1.1. Деятельность приемного родителя – это не работа, а образ жизни и служение Кубани во благо детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
1.2. Этический кодекс – это свод моральных правил, ориентирующий приемного родителя в его деятельности.
1.3. Этика приемного родителя – это нравственное самосознание определенной группы, ее психология и идеология; это совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться приемный родитель как член данной группы в своей деятельности.
1.4. Приемный родитель – гражданин, осуществляющий деятельность по воспитанию, содержанию и образованию ребенка-сироты или оставшегося без попечения родителей на основании договора о приемной семье, заключаемом между органом опеки и попечительства и приемным родителем в условиях семьи.
II. Общие положения
2.1. Этический кодекс приемного родителя (далее – Кодекс) разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации: Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
2.2. Кодекс представляет свод правил общих принципов этики приемного родителя и основных правил его поведения.
2.3. Каждый приемный родитель должен ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей деятельности.
2.4. Кодекс формулирует морально-этические стандарты деятельности приемного родителя и его личного поведения.
2.5. Кодекс выражает публично-правовое назначение и ответственный характер деятельности приемного родителя и предъявляемые окружающим обществом высокие требования к выполнению профессионального долга приемного родителя.
2.6. Кодекс призван повысить уровень эффективности выполнения приемным родителем обязанностей, возложенных на него.
2.7. Знание и соблюдение приемным родителем положений Кодекса являются обязательными для каждого приемного родителя в его профессиональной деятельности.
2.8. Кодекс является гарантом обеспечения уважительного отношения к приемному родителю и условием его безопасности со стороны общественности.
III. Принципы деятельности приемного родителя
3.1. Приемный родитель должен соблюдать следующие морально-этические обязательства:
исполнять свои обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне;
постоянно повышать свой профессиональный уровень, изучать педагогическую, психологическую, юридическую литературу, обеспечивать в своей деятельности высокие критерии и требования культуры общения;
осуществлять свою деятельность в пределах своих полномочий, не передавая своих функций другим лицам и не нарушая права приемного ребенка;
защищать интересы приемного ребенка, следуя требованиям действующего законодательства, а также защищать интересы самого себя;
соблюдать морально-нравственные и этические нормы, демонстрировать поведение, не компрометирующее честь приемного родителя;
способствовать укреплению статуса приемной семьи в обществе;
поддерживать благоприятный нравственно-психологический климат в семье;
проявлять толерантность, культуру речи, поведения и внешнего вида, тактичность в отношении с теми, с кем он взаимодействует в рамках профессионального и личного общения;
сохранять выдержку и личное достоинство при любых обстоятельствах.
3.2. Приемный родитель не должен совершать действия, которые могли бы скомпрометировать его в общественном мнении, причинить ущерб чести и достоинству его деятельности (избегать вредных привычек и поведения, которые могут оскорбить человеческое достоинство и негативно восприниматься окружающими).
IV. Взаимоотношения приемного родителя с другими приемными родителями
4.1. Приемный родитель обязан:
поддерживать с другими приемными родителями уважительные отношения без права вторжения в личную жизнь;
строить свои отношения с приемными родителями на принципах взаимоуважения, доверия и профессионального взаимодействия, проявлять вежливость и корректность;
быть предупредительным и тактичным по отношению к другим приемным родителям;
информировать приемных родителей по вопросам, которые могут помочь им в их деятельности и о проблемах, требующих помощи компетентных специалистов.
4.2. Приемный родитель вправе с сопереживанием относиться к проблемам, возникающим в других приемных семьях, и уметь своевременно оказать необходимую помощь.
V. Взаимоотношения приемного родителя с приемным ребенком.
5.1. Приемный родитель должен:
проживать совместно с приемным ребенком;
помнить, что ребенок не средство, а цель его профессиональной деятельности;
рассматривать благополучие приемного ребенка, как первостепенный родительский долг;
ответственно выполнять свои функции и обязанности;
создавать необходимые условия для получения приемным ребенком образования, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
осуществлять защиту прав и законных интересов приемного ребенка, в том числе и в суде, без специальных на то полномочий;
осуществлять защиту жилищных и имущественных прав приемного ребенка, в том числе и в суде, без специальных на то полномочий;
обеспечивать уход за приемным ребенком, лечение в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья, возрастом и особенностями развития;
обеспечивать посещение приемным ребенком общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования, следить за успеваемостью, поддерживать связь с учителями, воспитателями (в случае невозможности посещения приемным ребенком общеобразовательного учреждения по состоянию здоровья, обеспечивать получение образования в установленных законом доступных для приемного ребенка формах);
выявлять склонности приемного ребенка, интересы, развивать его творческий потенциал, а создавать развивающую психологически комфортную среду, умело организовывать свободное время;
относиться к приемному ребенку терпимо, уважая его личное достоинство, максимально компенсируя недостаток родительской любви;
использовать проверенные методы воспитания, исключающие унижение и физическое наказание приемного ребенка;
защищать ребенка от жизненных невзгод, конфликтов и создать условия для свободного развития его духовных и физических сил;
уметь держать слово и выполнять обещания, формировать у приемного ребенка ответственность за дела и поступки, которые он совершает;
активно привлекать приемного ребенка к семейным традициям, устоям и ценностям, как основному условию социального благополучия, и передавать добрые семейные традиции;
формировать у приемного ребенка уважение к себе, к семейным традициям, устоям и ценностям своей семьи;
приобщать детей к ценностям гуманистической культуры;
способствовать формированию у приемного ребенка духовности и нравственности, помогать усвоить и принять нормы общечеловеческой морали.
5.2. Приемный родитель обязан своевременно обращаться в соответствующие органы за назначением пенсии по потере кормильца (в случае смерти одного или обоих родителей приемного ребенка), в отдел внутренних дел с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении родителя, лишенного родительских прав и злостно уклоняющегося от уплаты алиментов приемному ребенку, а также за получением гражданства и регистрации и т.д.
5.3. Приемный родитель не должен:
допускать негуманного (дискриминационного) отношения к личности приемного ребенка со стороны его окружения;
требовать благодарности, тем более любви со стороны приемного ребенка, и называть себя «мамой» или «папой»;
препятствовать встречам приемного ребенка со своими родственниками, если общение отвечает интересам ребенка;
привлекать приемного ребенка в запрещенные религиозные движения и организации.
VI. Отношения приемного родителя с органами государственной власти (местного самоуправления), организациями
6.1. Приемный родитель должен:
поддерживать профессиональные отношения с уполномоченными представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, будучи вежливым, корректным, исполнительным и пунктуальным;
своевременно сообщать достоверную информацию о положении дел в его семье органу опеки и попечительства, а также специалистам, осуществляющим социально-педагогическое и психологическое сопровождение семьи;
представлять в сроки, установленные действующим законодательством, сведения (отчеты, документы), а при необходимости являться лично для участия в рассмотрении дел и решении вопросов, касающихся интересов приемных детей и выполнения возложенных обязанностей;
выполнять рекомендации специалистов органа опеки и попечительства и специалистов, осуществляющих социально-педагогическое и психологическое сопровождение приемной семьи;
проявлять активную жизненную позицию, участвуя в общественной жизни города, поселка (в работе общественных объединений, собраниях, субботниках, благотворительных акциях и т.п.).
6.2. Приемный родитель вправе содействовать развитию благосостояния общества посредством:
расширения личностных возможностей приемного ребенка (детей);
пропаганды здорового образа жизни;
инициативы, направленной на изменение действующего законодательства для развития приемного родительства и улучшения социальных условий жизни приемных семей.