Включение ребенка в семью требует перестройки всей сложившейся ранее системы отношений. Однако не только принятие ребенка замещающими родителями, но и вхождение ребенка в семью, принятие им самим своей новой позиции – приемного сына /дочери, выстраивание отношений с новыми родителями - определяет успешность адаптации приемного ребенка в семье и ее будущее. Жизненный путь, пройденный ребенком до усыновления, в значительной степени определяет особенности психологической адаптации и содержание программы ее психологического сопровождения. Можно выделить три основных варианта:
1) ребенок до помещения в семью воспитывался в детском воспитательном учреждении (детский дом, интернат);
2) ребенок до замещающей семьи жил с родителями (например, в случае лишения родительских прав; утраты обоих родителей; в случае их недееспособности)
3) ребенок в период новорожденности (1-2 месяца) и попадает в замещающую семью из родильного отделения.
Очевидно, что в первых двух случаях ребенок приходит в новую семью со сложившимися на основе опыта общения и отношений с окружающими людьми особенностями мировосприятия, личности, характера, поведения. Аналогично у замещающих родителей также может быть свой опыт воспитания детей и общения с ними. Соответственно, традиции, ритуалы, мифы, особенности самосознания и картины мира умножаются дважды – и становятся опосредствующим звеном в эффективности вхождения ребенка в замещающую семью. Типичным мифом, с которым сталкиваются родители при усыновлении ребенка из детского дома, куда он попал из неблагополучной семьи, оказывается миф об «идеальной семье». Идеализация биологических родителей и вытеснение опыта жестокого обращения и безнадзорности нередко становится псевдозащитной стратегией поведения ребенка, попадаюшего в детский дом и испытывающего депривацию общения и трудности адаптации к детскому учреждению. Судьба детско-родительских отношений в замещающей семье в значительной степени определяется мотивацией принятия ребенка в семью. Можно выделить следующие мотивы : - мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода. Как правило, причины связаны с бесплодием супругов, безуспешно пытающихся на протяжении ряда лет с помощью лечения решить эту проблему. Принятие чужого ребенка воспринимается бездетными супругами как единственный способ создания полноценной семьи. Обычно, инициатором выступает супруга, в силу выраженной «спонтанной тяги» к материнству. Факторами риска в воспитании ребенка выступают разногласия супругов в желании усыновить ребенка, во взглядах на воспитание, страх «дурной наследственности», предвзятое восприятие индивидуально-психологических особенностей приемного ребенка. - мотив «смысла жизни» - приемный ребенок придает осмысленность существованию родителя, позволяет определить жизненные цели и задачи; - мотив преодоления одиночества, ребенок рассматривается как значимый партнер, с которым можно установить отношения близости и доверия, источник положительных эмоциональных переживаний, опора в старости. Подобная мотивация превалирует у одиноких людей, по разным причинам не сумевшим создать или сохранить семью. Факторами риска в этом случае являются чрезмерность и неадекватность ожиданий в отношении личностных качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и т.д.), возраст усыновителей (предпенсионный и пенсионный), не позволяющий полностью реализовать воспитательную функцию в период высокой профессиональной и социальной активности усыновителя. - альтруистическая мотивация, стремление защитить ребенка, оказать ему помощь и содействовать в создании благоприятных условий развития, «вырвать» ребенка из «ужаса» детского дома. Этот вид мотивации представляется особенно важным, поскольку в данном случае приемный родитель фокусом своих усилий делает благополучие и интересы ребенка, а не удовлетворение собственных интересов и потребностей. Опасность такого вида мотивации кроется в стремлении родителя из самых благих намерений построить асимметричные отношения с ребенком, в которых ребенку неосознанно навязывается роль «потребителя» тех условий, которые создает для него родитель-благоделетель. Очевидно, что при такой потворствующей гиперпротекции ребенок выучится только брать, ничего, не отдавая взамен. - мотив компенсации утраты собственного ребенка. Родители, пережившие смерть ребенка, стремятся как можно скорее восполнить жизненную пустоту и смысловой вакуум усыновлением ребенка. Подобная мотивация может стать причиной трудностей детско-родительских отношений и даже отвержения приемного ребенка. Идеализация прошлого и постоянное сравнение родителем своего собственного и усыновленного ребенка, осуществляемое как на осознанном, так и на неосознанном уровне, приводят к разочарованию, дистанцированию, отчужденности и даже отказу от усыновления. Обычно усыновители стремятся взять в семью ребенка, максимально похожего на собственного сына или дочь – того же возраста, пола, той же внешности. Сходство в этих случаях не помогает, а, напротив, осложняет принятие ребенка-сироты, который, естественно по всем показателям будет в глазах родителей уступать их родному ребенку. - мотив стабилизации супружеских отношений. В этом случае, как и в предшествующем, ребенок выступает, в первую очередь, как средство налаживания «давших трещину» супружеских отношений. Трудно предсказывать успех в решении подобной задачи, поскольку воспитание приемного ребенка, со своими проблемами и трудностями развития, станет скорее еще одним поводом для конфликтов и охлаждения, чем для сплочения супругов. Вместе с тем, при определенных условиях, вариант объединения супругов на почве общей цели воспитания также возможен. - прагматический мотив улучшения материального и жилищного положения.
Осознание мотивов позволяет прогнозировать успешность взаимной адаптации родителей и детей.