Василий Иванович Юр писал родным домой, в станицу Васюринскую: «Добрый день, мама, сестры Фрося, Шура, Маруся. Целую сотни миллионов раз. Получил первое боевое крещение. Все обошлось благополучно. Дня через три снова в бой за родную страну советскую, за вас, мои дорогие... Пишите о новостях: какой урожай, много ли яблок, груш, слив?»
Что же это было за боевое крещение, о котором написал в своем письме к родным лейтенант Юр? Вот что в те дни рассказывало о подвиге его экипажа радио, сообщали газеты.
«Это произошло 23 июня 1941 года. Враг бомбил наши города, села, аэродромы, мосты… Геббель-совская пропаганда кричала всему миру, что советская авиация перес-тала существовать, что час побед-ного парада в Москве близок. Нужно было опровергнуть эту фальшивку. А сделать это можно было, только разбомбив крупный и важный объект врага, причем в глубоком тылу. По приказу командования с одного из наших аэродромов в небо поднялась эскадрилья бомбарди-ровщиков Ил-4.
В ее составе замыкающим звена капитана Скорикова был самолет с хвостовым номером 3. В его экипаж входили штурман И.И. Левинсон, стрелок-радист Н.Н. Кузнецов и пилот В.И. Юр – уроженец станицы Васюринской, активный комсомолец, толковый механизатор, направленный в авиаучилище по путевке комсомола. Предстояло уничтожить склады горючего и фашистские корабли в Констанце. В люках каждого самолета находилось по десять стокилограммовых бомб.
Был солнечный погожий день. Пролетев над Симферопо-лем, миновав синь моря, эскадрилья приблизилась к вражескому берегу. Показался город. В порту стояли корабли, транспорты, слева – небрежно замаскированные резервуары с горючим. Это и была цель полета. Вражеские зенитки молчали: были уверены, что русские не в состоянии угрожать им. Затем по нашим «илам» открыли огонь корабельные зенитные орудия, береговые батареи, появились вражеские истребители.
По команде Юра десять длинных «сигар» одна за другой полетели к цели. Загорелись склады, заполыхал порт. Внизу клокотали разрывы. Клубы дыма, огонь…
После успешной бомбардировки военных объектов во вражеском тылу самолет лейтенанта Василия Юра лег на обратный курс, направляясь к советским берегам на свою базу. Далеко внизу расстилалась безграничная гладь моря.
– Вижу два истребителя противника, – доложил штурман Левинсон.
– Принять бой, – скомандовал Юр.
Стрелок-радист Кузнецов приготовился достойно встретить врага. Один бомбардировщик против двух истребителей. Силы неравные. Но советские летчики смело вступили в бой. Меткой пулеметной очередью Кузнецов сразу же сбил одного из фашистских стервятников. Но другой повредил правую плоскость бомбардировщика и вывел из строя один мотор. Скорость резко сократилась, самолет стал снижаться.
Заметив это, вражеский истребитель зашел бомбардировщику в хвост и с близкого расстояния стал расстреливать его. Двадцать минут отбивались три отважных советских сокола от наседавшего врага. Опускаясь ниже и ниже, они не прекращали боя, и мужество, выдержка победили. Второй стервятник тоже полетел в море.
Славный экипаж с честью вышел из ожесточенной схватки. Но самолет отказывался служить.
Вот он снизился до 10, 5, 3-х метров...
– Приготовить резиновую шлюпку, – отдал приказание Юр.
Зажигание выключено, смолк мотор. Самолет ударился о воду. Летчики спрыгнули в холодные воды моря. Через минуту- полторы машина, с которой так свыклись и Юр, и его друзья, которая так хорошо послужила Родине и им, – пошла ко дну. Водоворотом унесло надувной шланг и весла.
Шесть часов по очереди они надували шлюпку. Намокшие меховые комбинезоны и обувь мешали движению, как гири тянули книзу. Пришлось расстаться и с тем, и с другим. К ночи они уже сидели в шлюпке, но полураздетые, разутые, без пищи и воды. Левинсон определил по звездам, по одному ему известным признакам: до родных берегов 150 миль...
– Грести руками, – приказал Юр.
Снова настал день и снова над морской равниной опускалась ночь. Резиновая шлюпка медленно, очень медленно пересекала вражеский участок моря.
И как ни долго им пришлось вести борьбу за спасение, они победили! Троих отважных сынов советского народа у родных берегов подобрал краснозвездный самолет-разведчик».
(Из книги Г.П. Иванова, А.И. Качанова, В.А. Попова
«Комсомольское племя», Краснодар, 1958год.)
Более четырех суток, измученные морской болезнью, жаждой и голодом, они упорно гребли… Их заметил пролетавший на небольшой высоте морской разведчик МБР-2. Чудом спасшийся экипаж через несколько недель снова бил врага.
В августе 1941 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевого задания, все его члены были награждены орденами Красного Знамени. Василий Иванович Юр после этого памятного полета воевал уже не в воздухе, а на земле: медики запретили ему садиться за штурвал самолета.
В октябре 1970 года журнал «Вокруг света» писал о тройке отважных русских авиаторов: «Это было то время, когда каждый наш человек и мысленно, и действенно перерождался в бойца, еще, быть может, полностью не сознающего, каким тяжелым бременем ляжет война именно на его плечи».