Вернуться к обычному виду

Обзоры обращений лиц

РАЗЪЯСНЕНИЕ

«Об участии в ФЦП по улучшению жилищных условий»

На территории РФ действует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Данная программа утверждена постановлением Правительства рФ от 17.12.2010 №1050.На основании этой подпрограммы в Динском районе действует своя ведомственная программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2015 годы, принята постановлением администрации МО Динской район от 31.12.2013 №2564 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2015годы». Участниками этой программы могут стать молодые семьи, а так же неполная молодая семья, состоящая из родителя и одного ребенка и более, отвечающие требованиям. Информация о районной целевой программе размещена на сайте администрации МО Динской район, консультацию можно получить в управлении экономического развития и инвестиций администрации МО Динской район.


«Об оплате за отопление»

Экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию организациями, независимо от форм собственности, ежегодно устанавливаются органами регулирования субъектов РФ (на территории Краснодарского края–Региональной энергетической комиссией-департаментом цен и тарифов). Расчет и установление тарифов на тепловую энергию производится для каждого теплоснабжающего предприятия отдельно на основании экономически обоснованных затрат каждой организации на производство и передачу тепловой энергии. При утверждении тарифов учитывается наличие потребителей категории «население», получающих тепловую энергию от всех источников теплоснабжения, поэтому определенный единый баланс тепловой энергии по предприятию с учетом вырабатываемой и покупной тепловой энергии, устанавливаются единые тарифы по предприятию на тепловую энергию. В связи с этим, тарифы установленные РЭК-департаментом отличны друг от друга. Разница в экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию в различных районах края обусловлена различными факторами, а именно: объемом реализации услуг, развитостью коммунальной инфраструктуры,видом используемого топлива в теплоснабжающих организациях, коэффициентом использования мощности котельных и т.д.

«Об отсутствии электро-водо-теплоснабжения в период ЧС»

В период с 20 по 24 января 2014 г. в Динском районе, в том числе ст.Динской, из-за неблагоприятных погодных условий, связанных с выпадением мокрого снега с дождем при минусовой температуре окружающего воздуха, вызвавшее сильное обледенение, на линиях электросетей произошли аварийные ситуации, связанные с обрывом линий электропередач, падением электрических опор, отключением трансформаторных подстанций. В связи с отсутствием электроэнергии, в ряде населенных пунктов была прекращена работа систем водоснабжения и водоотведения, были остановлены котельные. В целях обеспечения потребителей электроэнергией специалистами прикомандированными из других регионов Южного федерального округа, проведены работы по восстановительному ремонту высоковольтных линий и трансформаторных подстанций. 

Хотелось бы получить подробную информацию о выплатах ежемесячного пособия вдовам и родителям погибших военнослужащих, а также сотрудников федеральных органов исполнительной власти. И есть ли какие-либо изменения порядка и размера их выплаты?

На территории Краснодарского края за счет средств краевого бюджета родителям и вдовам погибших военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти предоставляется ежемесячное пособие. Размер пособия ежегодно индексируется. С 1 января 2009 года ежемесячное пособие установлено в размере 370 рублей. В краевом бюджете на 2009 год на предоставление ежемесячного пособия 3,2 тысячам вдов и родителей погибших военнослужащих предусмотрено около 17 миллионов рублей. На выплату пособия за пять месяцев текущего года израсходовано около шести миллионов рублей. 

В каких случаях вдовы и родители погибших имеют право ежемесячное пособие?
Право на ежемесячное пособие имеют постоянно проживающие на территории Краснодарского края вдовы и родители:
военнослужащих, погибших (умерших) вследствие военной травмы, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы;
лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и сотрудников органов федеральной службы безопасности, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Постоянное проживание в крае подтверждается сведениями о регистрации по месту жительства в паспорте заявителя.
Родители погибших приобретают право на ежемесячное пособие при достижении возраста 55 лет (женщины), 60 лет (мужчины) или признании их инвалидами. Ежемесячное пособие назначается каждому из родителей погибшего.
Вдовы погибших могут получать ежемесячное пособие, если они не вступили в новый брак после смерти (гибели) мужа. Пособие назначается независимо от возраста вдовы, факта ее работы, а для пенсионерок – ведомства, по линии которого им выплачивается пенсия.
Какие документы необходимы для назначения ежемесячного пособия родителям и вдовам погибших военнослужащих или сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти?
Для назначения ежемесячного пособия заявителю нужно обратиться в управление социальной защиты населения по месту жительства с заявлением и следующими документами:
паспортом или иным документом, удостоверяющим личность и подтверждающим регистрацию по месту жительства;
документом, подтверждающим гибель (смерть) военнослужащего вследствие военной травмы, либо документом, подтверждающим, что военнослужащий погиб в плену или признан в установленном порядке пропавшим без вести в районах боевых действий (для вдов и родителей военнослужащих);
документом, подтверждающим гибель сына (дочери) или супруга при исполнении служебных обязанностей (для вдов и родителей лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и сотрудников органов федеральной службы безопасности);
свидетельством о смерти военнослужащего, сотрудника органов внутренних дел или органов федеральной службы безопасности;
заключением бюро медико-социальной экспертизы (или ВТЭК) о причинно-следственной связи смерти бывшего военнослужащего с военной травмой (если смерть военнослужащего наступила после увольнения с военной службы).
Родители погибших представляют документы, подтверждающие их возраст и родственные отношения с погибшим. Родители, не достигшие возраста 55 или 60 лет (женщины и мужчины соответственно), подтверждают наличие у них инвалидности справкой бюро медико-социальной экспертизы (или ВТЭК).
Вдова погибшего должна представить свидетельство о браке.
С какого срока назначается пособие?
Ежемесячное пособие назначается с первого числа месяца обращения за ним со всеми необходимыми документами.
Отец погибшего получает ежемесячную денежную выплату как ветеран труда. Может ли он одновременно получать ежемесячное пособие? 
Нет. Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия, а также на другие ежемесячные выплаты, установленные иными нормативными правовыми актами Краснодарского края, назначается одна ежемесячная выплата по их выбору.
Более подробную информацию по всем вопросам, касающимся назначения ежемесячного пособия вдовам и родителям погибших военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, можно получить в управлении социальной защиты населения в Динском районе по телефонам: 6-16-40, 6-16-39, 6-50-68, 6-58-97.
Управление социальной защиты населения  в Динском районе.


О ЛЬГОТАХ "ЧЕРНОБЫЛЬЦАМ"

В защиту интересов "чернобыльцев" поступают обращения общественных организаций, а также непосредственно самих граждан по вопросу нарушения прав членов их семей на получение льгот по оплате коммунальных услуг. Хотелось бы знать, как реагируют на них органы суда и прокуратуры Динского района.

Прокуратура Динского района поясняет, что данный вопрос был предметом судебного разбирательства. Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 17.07.2007 г. № 490-О-О и № 491-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Ю. А. Наговицына и Н. В. Наговицыной на нарушение их конституционных прав абзацем первым п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", указал следующее.

Положения пункта 3 части 1 статьи 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ аналогичны положениям пункта 4 части 1 этой же статьи до его изменения названным Федеральным законом, то есть гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 данного Закона, а также членам их семей гарантировалась оплата занимаемой жилой площади в размере 50 процентов квартирной платы.
Что касается предоставления льготы в виде 50-процентной скидки на оплату коммунальных услуг, то как в редакции 1995 года, так и в редакции 2004 года она была предусмотрена только для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, и на членов их семей не распространялась.
Таким образом, Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ изменение правового регулирования в этой части не предусмотрено и, следовательно, какие-либо права данной категории граждан им не нарушены.
Аналогичная позиция отражена и Верховным Судом Российской Федерации в обзорах судебной практики за 3 квартал 2005 года и 3 квартал 2007 года, где указано, что по смыслу положений пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 13, п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (в редакции от 24.11.1995 г.) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", льгота в виде скидки в размере 50 процентов от установленной платы за пользование коммунальными услугами предоставлялась только гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы. На членов их семей указанная льгота не распространялась.
Новая редакция нормы не изменила круг граждан, которым предоставляется льгота по оплате пользования коммунальными услугами, а потому не ухудшила положения членов семьи граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, поскольку такая льгота как в ранее действовавшей, так и в настоящей редакции на членов семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы не распространяется.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, отраженной в постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006 г., на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС, меры социальной поддержки, предоставляемые в силу п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", не распространяются, поскольку установленные данной нормой льготы предоставляются гражданам, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть при наличии формулировки инвалидности "военная травма".



О ЛЬГОТАХ ТРУЖЕНИКАМ ТЫЛА

Всю войну мы с мужем трудились, недоедая и недосыпая, оставили свое здоровье – он на заводе, я на колхозных полях. Но платить за все услуги сейчас приходится полностью. Почему нет льгот у тружеников тыла?

Утверждение об отсутствии у тружеников тыла льгот неверно. В соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" труженикам тыла предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 405 рублей (с 1 января 2009 года – 440 руб.), а также гарантировано бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме изготовленных из драгоценных металлов) в сложных клинических и технологических случаях зубопротезирования, оказываемых в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. На территории края труженикам тыла предоставлено право на приобретение по льготной стоимости месячных проездных билетов на все виды городского пассажирского транспорта. Кроме того, они пользуются правом на проезд с 50-процентной скидкой по специальным талонам в пригородном автомобильном транспорте и железнодорожном транспорте пригородного сообщения. Талоны выдаются управлением социальной защиты населения по месту жительства единовременно - до конца календарного года из расчета по 18 талонов в квартал (на каждый из названных видов транспорта), включая квартал обращения.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Как можно получить государственную социальную помощь?

Предоставление государственной социальной помощи регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

– Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”;

– Закон Краснодарского края от 7 мая 1998 г. № 125-КЗ “О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае”;

– Постановление главы администрации Краснодарского края от 11 марта 2005 г. № 200 “О порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Краснодарском крае”.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, у которых среднемесячный доход за 3 календарных месяца, предшествующих месяцу обращения в орган социальной защиты населения, не превышает прожиточного минимума семьи (одиноко проживающего гражданина), установленного в Краснодарском крае.

Величина прожиточного минимума в Краснодарском крае определяется ежеквартально администрацией края. Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 10 мая 2006 года № 391-р “О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за 1 квартал 2006 года” с 28 мая 2006 года установлена величина прожиточного минимума: для трудоспособного населения – 3232 рубля, для пенсионеров – 2359 рублей, на детей – 2912 рублей.

Если в составе семьи имеется неработающий трудоспособный гражданин, то государственная социальная помощь семье назначается, если на день обращения он зарегистрирован в районном, городском центре занятости в качестве безработного, или названный член семьи:

 – осуществляет уход за совместно проживающим: инвалидом I группы либо престарелым, достигшим 80 лет; лицом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения; ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет; ребенком в возрасте до 3-х лет;

– обучается по очной форме в образовательном учреждении; – относится к числу беременных женщин; – женщина, воспитывающая пять и более детей в возрасте до 16 лет;

– признан недееспособным;

– находится на лечении в стационарном учреждении здравоохранения;

– окончил образовательное учреждение – если не истек трехмесячный срок со дня окончания обучения;

– уволен со срочной военной службы – если не истек трехмесячный срок с момента демобилизации;

– освободился из мест лишения свободы – если не истек трехмесячный срок с момента освобождения; – является получателем любого вида пенсии (на себя) независимо от возраста, трудоспособности и ведомства, в котором назначена пенсия.

Государственная социальная помощь назначается на основании заявления.. В заявлении указываются сведения о составе семьи и доходах за три месяца до месяца обращения за государственной социальной помощью. Заявитель, обратившийся за государственной социальной помощью, должен представить сведения о месте работы всех трудоспособных членов семьи либо справку районного, городского центра занятости населения о признании их безработными.

При обращении за государственной социальной помощью в управление социальной защиты населения не по месту жительства, а по месту пребывания, заявитель, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, дополнительно представляет документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации. Государственная социальная помощь назначается по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Размер государственной социальной помощи не может превышать разницу между среднемесячным доходом малоимущей семьи и величиной прожиточного минимума семьи. Размер государственной социальной помощи может устанавливаться меньше названной разницы или быть ей равен. Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или ежемесячно на период до трех месяцев. Если малоимущей семье (малоимущему одиноко проживающему гражданину) назначена государственная социальная помощь, то названная семья (гражданин) вправе вновь обратиться с заявлением о назначении государственной социальной помощи по истечении 6 месяцев со дня предыдущего заявления.

Более подробную информацию по всем вопросам, связанным с назначением и выплатой государственной социальной помощи, можно получить в управлении социальной защиты населения в Динском районе по адресу: ст. Динская, ул. Красная, 55, каб. № 25, 28, 29, тел.: 6-16-39, 6-50-68, 6-58-97.



РЕАЛИЗАЦИЯ С/Х ПРОДУКЦИИ НАСЕЛЕНИЕМ

Скажите, пожалуйста, куда можно сдать молочную продукцию?


Многие жители Динского района, имеющие в личном хозяйстве коров, испытывают затруднения с реализацией молочной продукции. Не у всех есть время и возможность стоять на рынке, и гораздо удобнее было бы сдать его оптом. По информации управления сельского хозяйства Динского района, в станице Динской закупкой молока у населения занимается частный предприниматель С. А. Головань. Он производит сыр, а также реализует сыворотку для выпойки животных.
По вопросам сдачи молока и закупки сыров и сыворотки можно обращаться по адресу: станица Динская, ул. Суворова, 45, телефоны 8-918-3713333 или 5-44-22.

ОБ УВЕЛИЧЕНИИ РАЗМЕРОВ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ

Слышал, что с 1 января 2008 года дополнительно увеличились размеры некоторых социальных выплат...

Действующим законодательством Краснодарского края гарантирована ежегодная индексация некоторых социальных выплат региональным льготникам; семьям, имеющим детей; гражданам, подвергшимся радиационным воздействиям; вдовам и родителям погибших военнослужащих.

Названная индексация не может быть ниже уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый уровень инфляции в 2008 году изменен с 8,5% на 10,5%.
Поскольку некоторые социальные выплаты, установленные законодательством Краснодарского края, ранее были проиндексированы менее чем на 10,5%, главой администрации (губернатором) Краснодарского края принято решение об увеличении их размеров с 1 января 2008 года, чтобы по сравнению с 2007 годом была обеспечена индексация не ниже 10,5%.
На основании изложенного социальные выплаты пересмотрены с 1 января 2008 года и установлены в следующих размерах:
ежемесячное пособие вдовам и родителям погибших военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти – 335 рублей;
ежемесячная денежная выплата труженикам тыла и жертвам политических репрессий – 405 рублей;
ежемесячная денежная выплата ветеранам труда и ветеранам военной службы – 275 рублей;
ежегодная денежная выплата: инвалидам вследствие радиационных воздействий – 995 рублей; участникам ликвидации последствий радиационных аварий – 665 рублей; родителям, несовершеннолетним детям, а также не вступившим в новый брак вдовам перечисленных лиц и лиц, умерших в связи с воздействием радиации, – 1330 рублей.
Ежегодная денежная выплата многодетным семьям увеличена до 1660 руб. (с ежеквартальной выплатой по 415 руб. на каждого несовершеннолетнего ребенка).
Названная индексация не коснулась ежемесячного пособия на ребенка, которое с начала текущего года было повышено на 11%.
Новые размеры выплат будут установлены за период с 1 января 2008 года органами социальной защиты населения в автоматизированном порядке, без истребования заявления о перерасчете, в связи с чем обращаться в управление социальной защиты населения по данному вопросу не потребуется.



ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

Расскажите о негосударственном пенсионном страховании граждан.

Российская система негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), за последние десять лет прирастила свои активы более чем в 130 раз. Год от года финансовые возможности системы будут только увеличиваться. В связи с этим негосударственные пенсионные фонды заслуживают пристального внимания, поскольку в ближайшем времени могут оказаться перспективными институциональными инвесторами.

По данным Федеральной службы по финансовым рынкам на начало 2008 года, в России действует 245 негосударственных пенсионных фондов. Для обеспечения своей уставной деятельности они располагают имуществом на сумму, превышающую 90,5 миллиардов рублей, пенсионными накоплениями в размере более 25,5 миллиардов рублей и пенсионными резервами почти 450 миллиардов рублей. Что составляет 1,6% от национального ВВП — валового внутреннего продукта.

Число участников системы НПО приближается к семи миллионам человек, из них почти миллион уже получает дополнительную пенсию, а общий объем выплат по НПО в 2007 году вплотную приблизился к 10 миллиардам рублей.

Что касается развития рынка НПО в Краснодарском крае, то показатели более чем скромны. В крае присутствует всего один НПФ, зарегистрированный на территории края, с совокупным имуществом чуть более 170 миллионов рублей и пенсионными резервами 138 миллионов рублей, числом участников около 10 тысяч человек. Остальные пенсионные фонды, ведущие деятельность в Краснодарском крае не являются резидентами, то есть свою деятельность осуществляют через филиалы, представительства и агентов.

Для сравнения в Южном Федеральном округе только на поволжском рынке НПФ присутствует 21 резидент. В масштабах России их показатели  занимают скромное место, тем не менее,   совокупное имущество фондов составляет 5,1 миллиарда рублей (5,6% от  общероссийского показателя), резервы – 3,9 миллиардов (менее 1%), а число участников – 246 тыс. (около 3,5%).

Известно, что коэффициент замещения (соотношение зарплаты работника и его будущей пенсии) - главный показатель эффективности системы пенсионного обеспечения. Его размер должен приближаться к 40% . Это та величина, от которой в мировой практике ведется отсчет. При достижении этого параметра можно гарантировать, что гражданин, вышедший на заслуженный отдых, будет социально защищен.

Однако динамика этого показателя в России пока негативна. Среднее по стране значение этого коэффициента с 2002 года ощутимо снизилось с 37% до 22%.

 В экономически развитых странах пенсионные фонды являются мощным инвестиционным институтом, обладающим наиболее долгосрочными кредитными ресурсами, обладают громадными финансовыми активами.

Так, десятый по величине активов пенсионный фонд мира имеет в своем распоряжении 110 миллиардов долларов. Это примерно в шесть раз больше, чем все российские НПФ вместе взятые.

Еще более сильный разрыв у России по доле пенсионных активов в ВВП. У нас в стране этот показатель менее двух процентов, в отличие от Запада, где он превышает 50%. 

К сожалению,  за полтора десятка лет существования НПО целостной концепции его развития так и не сложилось. Ни в один приоритетный национальный проект оно тоже не вошло.

Насколько оправдан консерватизм государства, на котором лежит ответственность за всю систему НПО, а также Федеральной службы по  финансовым рынкам (ФСФР), которая выполняет функции регулятора рынка НПФ, можно судить, поняв структуру этого рынка в России.

По данным ФСФР в 2007 году, более 86% совокупного объема резервов НПФ контролируют фонды, входящие в топ-десятку, с явным  доминированием НПФ «Газфонд» (56,5%), НПФ «Благосостояние» (12,7%), Ханты-Мансийского НПФ (4,8%), НПФ «Электроэнергетики» (2,9%) и НПФ «Лукойл-Гарант» (2%). Таким образом, остальные 14% резервов распылены между 235 фондами.

Сегодня львиная доля рынка НПФ принадлежит фондам, образованным крупными корпорациями, так называемым кэптивным фондам. Это характерно для начального этапа развития других финансовых институтов. В частности, так развивался и страховой, и банковский рынок России. В этом нет ничего страшного. Как показывает мировой опыт, в дальнейшем включатся рыночные механизмы, фондам придется вступить в конкуренцию друг с другом и на рынке останутся не только крупные игроки, имеющие  большие резервы, но и фонды, обладающие разветвленной агентской сетью.

Обоснованность таких прогнозов поддерживает и тот факт, что крупные корпоративные фонды – такие как НПФ «Газфонд», занимающий 57% рынка, и НПФ «Лукойл-Гарант» (занимает 2%) – близки к исчерпанию возможностей роста только за счет компании-учредителя, а потому уже сегодня они вынуждены выходить на открытый рынок частных сбережений. То есть включаться в конкурентную борьбу за клиента, активизируя маркетинг, рекламу, пиар и инвестиции в развитие региональных структур. Однако достаточно серьезной борьбы за розничного клиента пока не наблюдается. Но борьба за крупных работодателей и, соответственно, за их сотрудников уже присутствует и  начинает набирать силу.

На региональных рынках России уже обозначились лидеры. В основном это крупные, финансово устойчивые НПФ, которые имеют авторитетных учредителей, подготовленный персонал, отработанные технологии работы с предприятиями и частными лицами, а так же  осуществляют в массовом масштабе реальные пенсионные выплаты.

С какими проблемами столкнется развитие НПО в 2008 году?

Во- первых. В развитии индустрии НПФ в России заинтересованы сами фонды, пенсионеры, а так же  государство, инициировавшее пенсионную реформу, но мало  заинтересованности  у бизнес-структур.

 Большинство руководителей предприятий  не рассматривают корпоративную пенсионную программу как стратегически важный блок кадровой политики. Только 14% российских работодателей уже включили пенсионное страхование в свой социальный пакет. Не более 30% только рассматривают возможность сделать это в ближайшее время.

Пенсионная программа предприятия - серьезное конкурентное преимущество на рынке труда при наборе и удержании лучших кадров.

Особенно эффективно она  мотивирует менеджеров, высококвалифицированных специалистов и других сотрудников, которые по уровню доходов относятся к среднему классу и озабочены сохранением привычного уровня жизни после завершения карьеры.

Активизировать рынок НПФ могло бы  введение налоговых преференций для работодателей, участвующих в программах НПО, — сегодня пенсионные взносы в НПФ им приходится платить практически из чистой прибыли.

Что касается работы с физическими лицами, то тут определенный импульс могло бы дать государственное стимулирование добровольных пенсионных взносов по принципу «тысяча на тысячу», а также предоставление социального налогового вычета.

Во-вторых. Неутешительными оказались итоги управления пенсионными накоплениями в 2007 году.

 Несмотря на то, что государственной УК «Банк внешнеэкономической деятельности» (ВЭБ) в 2007 году удалось показать один из лучших результатов управления - 6,09% годовых (для сравнения результат 2006 года - 5,67% годовых) высокая инфляция фактически свела усилия управляющих на нет.

В 2007 году на счета государственной УК «ВЭБ» поступило 90,4 миллиарда рублей, на конец года ее пенсионные активы превысили 356 миллиардов рублей.

Государственная УК «ВЭБ» имеет право размещать пенсионные накопления только в государственные и ипотечные ценные бумаги, а также в банковские депозиты, но, в отличие от НПФ и частных УК, не может вкладывать их в «голубые фишки» и корпоративные облигации, даже если на них есть постоянный спрос на фондовом рынке.  Потому УК «ВЭБ» существенно проигрывает НПФ и частным УК по доходности, зарабатывает доход ниже официального уровня инфляции.

Ограничения на деятельность ВЭБа обуславливаются тем, что для государства сохранение пенсионных накоплений важнее, чем их доходность. Государство страхуется на случай, если на рынках акций и облигаций вдруг разразится кризис.

 

Частные управляющие компании в 2007 заработали больше, но большинству из них не удалось показать доходность выше уровня инфляции в 11,9%. Например, в одной из крупнейших по объему пенсионных накоплений УК «КапиталЪ» доходность по управлению ими составила порядка 7%. Примерно такую же доходность ожидают в УК «Уралсиб» и УК «СолидМенеджмент»

При оценке эффективности работы УК с пенсионными деньгами справедливости ради нужно учитывать, что именно в 2007 году стабильный рост фондового рынка сменился его изменчивостью (волатильностью), а это значит вряд ли кому их частных УК удастся показать доходность выше 7-10% годовых.

В-третьих. С середины февраля 2007 года вступили в силу новые правила размещения пенсионных резервов НПФ.

Правила отдают предпочтение инструментам  максимально прозрачных эмитентов — российским акциям, корпоративным и муниципальным облигациям, а также госбумагам субъектов РФ.

 Доля каждого из них в портфеле фонда может доходить до 70%. Лимит на паи открытых ПИФов составляет 50%, а на участие в ипотеке и зарубежном фондовом рынке – 20 и 30% соответственно.

Однако, по мнению экспертов, этот набор недостаточен для ведения успешной инвестиционной деятельности НПФ, поскольку нуждается в расширении за счет инструментов, минимально зависимых от колебаний финансового рынка. Стоимость портфелей пенсионных резервов НПФ сегодня привязана к стоимости ценных бумаг, которую определяет слишком много рыночных факторов, включая политические.

В правилах введен запрет на прямые  инвестиции в жилую недвижимость. А это наиболее удобный способ наращивания активов именно для НПФ, которые по определению имеют возможность размещать средства на длительный срок. Доля недвижимости в активах зарубежных НПФ доходит до 20 процентов.

Вложения в недвижимость во всем мире приносят стабильный доход, но чтобы с минимальным риском  привлечь аккумулированные в НПФ долговременные ресурсы, необходимо создать соответствующие правовые и контрольные механизмы, которые в России сегодня недостаточны.

Правда, теперь российские негосударственные пенсионные фонды получили право размещать средства в паи закрытых ПИФов недвижимости (ЗПИФН), многие из которых по итогам 2006 года показали высокую доходность (около 25% годовых), а в 2007−м – хорошую устойчивость к измннчивости фондового рынка. Однако это касается только ЗПИФН, допущенных к торгам на Московской межбанковской валютной бирже.

Также введен запрет на инвестирование пенсионных резервов в векселя, которые были основным инструментом получения доходности в корпоративных фондах.

В-четвертых. Недостаточно четко развита система гарантий возврата пенсионных средств и пенсионных накоплений.

Например, законом предусмотрено наследование пенсионных накоплений граждан после их смерти. Однако четко отработанного механизма наследования сумм, находящихся на счетах застрахованных лиц на сегодня в России нет. Наследник вынужден решать данный вопрос через судебные инстанции.

Также более привлекательным стало бы добровольное пенсионное обеспечение, если бы было предусмотрено страхование пенсионных вкладов по аналогии с банковскими депозитами.

 Однако участники рынка относятся к этой идее неоднозначно. За всю 15−летнюю историю негосударственного пенсионного обеспечения  случаев банкротства НПФ не было. Введение системы страхования неизбежно сократит доходность НПФ, но имело бы смысл при введении большей свободы инвестирования.

При сегодняшнем регулировании деятельности НПФ необратимые потери возможны только в случае глобального дефолта, но тогда страхование вряд ли поможет.

В заключение хотелось бы отметить, что  перечень проблем развития НПО в России был бы неполным без упоминания хотя бы двух макроэкономических факторов – стабилизации отечественного фондового рынка и повышения среднего уровня зарплаты в стране.



АКЦИИ

Хотелось бы составить представление о рынке деловых бумаг. В данный момент меня интересуют акции.

В целях и задачах правительства Российской Федерации, представленных В.В.Путиным на заседании Государственной Думы 8 мая 2008 года, в числе приоритетных направлений работы органов исполнительной власти названо формирование в России по-настоящему массового класса инвесторов. Россияне даже со скромными накоплениями должны получить возможность преумножать свои капиталы, вкладывать их в различные отрасли национальной экономики. То есть граждане страны должны научиться вкладывать свои сбережения в такие финансовые инструменты как: акции, облигации, паи паевых инвестиционных фондов, производные финансовые инструменты.

Однако в настоящее время в уровень финансовой грамотности жителей Российской Федерации остается на низком уровне. Граждане не знают основ фондового рынка, не понимают разницы между акциями и облигациями, фьючерсами и опционами. В своих тематических статьях специалисты департамента по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края осветят основные моменты необходимые для понимания механизмов функционирования фондового рынка.

Начать предлагаем с акций. Акция (от лат. actio — действие, претензия) — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Различают обыкновенные и привилегированные акции.

1. Обыкновенные акции дают право на участие в управлении обществом и в распределении прибыли акционерного общества. Источником выплаты дивидендов по обыкновенным акциям является чистая прибыль акционерного общества. Следует отметить, что выплата дивидендов по обыкновенным акциям является правом, а не обязанностью акционерного общества, решение об их выплате принимает общее собрание акционеров по рекомендации совета директоров (наблюдательного совета) общества. Срок и порядок выплаты дивидендов определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров о выплате дивидендов.

2. Привилегированные акции могут вносить ограничения на участие в управлении, а также могут давать дополнительные права в управлении (не обязательно), но приносят постоянные (часто — фиксированные в виде определенной доли от бухгалтерской чистой прибыли или в абсолютном денежном выражении) дивиденды.

Дивиденды по привилегированным акциям могут выплачиваться как из прибыли, так и из других источников — в соответствии с уставом акционерного общества. Законодательство предусматривает что, если по привилегированным акциям не выплачены дивиденды, то они предоставляют акционерам право голоса на общем собрании акционеров.

Обращение (то есть купля-продажа) акций может проходить как на биржевом, так и на внебиржевом рынке. При обращении акций на внебиржевом рынке стоимость акций складывается исходя из спроса – предложения заинтересованных сторон. То есть при совершении сделок в каждом конкретном случае, стоимость одной акции определяется отдельными покупателями и продавцами на основании их личной оценки.

Считается что более справедливую цену акции, возможно, получить только при биржевой торговле. Так как при торговле акциями через биржу предложение о покупке/продаже той или иной акции одновременно выставляется неограниченному кругу покупателей/продавцов, и сбалансированные таким образом спрос/предложение показывают справедливую цену стоимости акции. На территории Российской Федерации биржами, на которых происходит основной оборот акций российских компаний, являются: ОАО «Фондовая биржа «Российская Торговая Система» (РТС) и ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» (ММВБ). На территории Краснодарского края с мая 2007 года открыто представительство ЗАО ММВБ.

Участие акции в биржевых торгах позволяет эмитенту (то есть акционерному обществу, выпустившему акции) привлечь дешёвые и длинные инвестиционные ресурсы, повысить стоимость (капитализацию) компании, снизить стоимость заимствований, осуществлять дополнительную рекламу через биржевые каналы и успешно размещать последующие выпуски.

Услуги по купле/продаже акций на бирже гражданам предоставляют брокерские компании. На территории Краснодарского края наиболее активно в этом направлении работают: ООО «Финам - Юг», ЗАО ИФК «Солид», ООО «Компания «БрокерКредитСервис», ООО «УНИВЕР капитал».



НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Зачем нужно негосударственное пенсионное страхование?

Когда тебе только тридцать, ты молод и полон сил, кажется, что старость не наступит никогда.  И, даже на ту реальность, что самыми малоимущими в России сейчас остаются пенсионеры, хочется закрыть глаза. Да, многие из них всю жизнь честно работали на государственных предприятиях, но ни накопить, ни отложить на старость не имели возможности. Казалось, работай себе, на благо Родины, а уж она-то тебя не забудет…

Времена изменились. Сегодня мы стали понимать, что надеяться, в первую очередь, нужно на самих себя.

На территории Краснодарского края проживает 242 тысячи работников бюджетной сферы с низким уровнем доходов со среднемесячной заработной платой 6,5 тысяч рублей. Каков, предположительно, будет размер их пенсии при выходе на заслуженный отдых? Не более 2,5 тысяч рублей!

Кто уже сегодня должен об этом подумать? На второй ежегодной региональной конференции, организованной департаментом по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края, заинтересованные участники искали ответ на этот вопрос.

В конференции приняли участие представители негосударственных пенсионных фондов, управляющие компаний,  ответственные работники администраций  муниципальных образований Краснодарского края.

Для того, чтобы в течение жизни мы могли накопить на достойную старость краевые власти предложили использовать систему негосударственного пенсионного обеспечения.

При помощи   негосударственных пенсионных фондов, представляющих собой особые некоммерческие  организации социальной направленности, гражданин может сформировать дополнительную пенсию к своей трудовой пенсии. Было предложено стимулировать отдельные категории граждан для того, чтобы они воспользовались институтом негосударственного пенсионного обеспечения и начали инвестировать средства в свое пенсионное будущее.

Механизмы такого стимулирования были представлены в концепции краевой целевой программы развития дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения, презентованной на конференции.

Концепция программы получила одобрение со стороны участников совещания. Очевидно, что при ее реализации размер пенсии жителей  Кубани увеличится. С учетом полученных от участников конференции предложений усовершенствованная программа будет предоставлена в Законодательное собрание Краснодарского края и органы государственной власти для ее рассмотрения и последующего утверждения.

Отличительной чертой представленной программы является то, что ее реализация будет происходить не через один «уполномоченный» негосударственный пенсионный фонд. Исполнителями программы смогут быть любые негосударственные пенсионные фонды - участники рынка негосударственного пенсионного обеспечения в Краснодарском крае. Поэтому сегодня основной задачей развития этого рынка является создание в муниципальных образованиях Краснодарского края «точек предоставления услуг» негосударственных пенсионных фондов – филиалов, представительств, обособленных рабочих мест.