Владимир Васильевич Фисун в апреле 1943 года семнадцатилетним парнем призван Пластуновским райвоенкоматом на военную службу, определен в 235-й стрелковый полк. В районе Моздока занимались поимкой дезертиров, поисками остатков немецких вояк.
Владимир Васильевич рассказывал: «Долго служить в пехоте не пришлось, был отобран и послан на учебу в Киевскую военно-морскую школу (эвакуированную в город Энгельс Саратовской области).
После учебы направлен на Балтийское море в Ленинград, зачислен на корабль «Минск». Корабль красивый, быстроходный, 43-44 узла в час (80 км/ч), построен до войны в Италии. На нем служил торпедист Евгений Никонов. Пошел он в разведку и попал к немцам. Долго издевались, пытали фашисты моряка, но ничего не добившись, привязали к дереву и сожгли. Не раз подходил я к торпедному аппарату, читал надпись о гибели Жени Никонова.
Я был командиром, первым наводчиком на зенитной установке. Приходилось защищать Ленинград от частых налетов большого количества самолетов врага.
14 января 1944 года войска Ленинградского фронта при содействии Краснознаменного Балтфлота начали наступление по прорыву блокады Ленинграда. Это для меня и других новичков лидера «Минск» было серьезным испытанием на храбрость и мужество защитника Родины. Полюбил я этот корабль, но служил на нем недолго. Меня направили на новые строящиеся корабли тральщики.
Весной 1945 года при взятии морской крепости Кенигсберга наш корабль № 459 тралил воды залива для высадки десанта. Мы, зенитчики, зорко стерегли небо. Несмотря на сильный авианалет на корабль, тральщик № 459 не получил ни одной пробоины. За этот боевой рейд я, командир 45-миллиметрового орудия, награжден медалью Ушакова. В статусе о медали говорится: «…инициативными и смелыми действиями, сопряженными с опасностью для жизни…» За всю войну медалью Ушакова было награждено 1400 человек.
Продолжалась моя служба до 1956 года. Уволен с флота в 1957 году, а до 1956 года для меня продолжалась война, так как занимались мы уничтожением фашистских мин.
Их было поставлено множество на каждом фарватере. Как забыть такой случай. Шли мы на траление мин. Неожиданно корабль сбросил скорость. Причина – в винты попал трос. Спускают водолаза освободить винты от троса. Вдруг у левого борта ближе к корме в 20-30 метрах от корабля всплывает мина. Матросы стали баграми отталкивать мину от борта корабля. Хорошо, что не было большого шторма. Удалось отрубить трос, снять с винтов. Мы оторвались от мины, после чего ее подорвали.
Подрыв мин очень опасен. Мне пришлось много их уничтожить. Однажды мы вдвоем на шлюпке с офицером минером подошли к мине кормой. Я должен удерживать шлюпку как на струне, а минер вешает на рог взрыватель мины. Команда «На весла!» и гребешь против волны и ветра. Так надо. Отплыли несколько метров. Отрывается лопасть весла. Встаю, гребу на одном. Команда минера «Ложись». Головы под банку, а все наружи. Взрыв. Взрывная волна так подняла шлюпку, что при падении минер разбил лоб. Но хорошо, что ни одного осколка не попало в шлюпку. Столб воды поднимается на 40-50 метров, волна до 5-6 баллов доходит.
Наша задача быть в дозоре в море, предотвращать диверсии. На тральщике № 459 8-го дивизиона бригады траления я прошел все города и деревни у моря, большие и малые причалы от Ленинграда до Свиноуйсьце. Большие переходы были в Финляндию, Данию, Швецию. На пароходе «Кубань» сопровождали вывоз пленных немцев.
Во флоте я прослужил 13 лет, а всего в Вооруженных Силах СССР 27 календарных лет. Награжден и медалями «За боевые заслуги», «За отличие в воинской службе».
М.П. Снесарев дополняет рассказ В.В. Фисуна в районной газете «Трибуна» в статье
«На Балтийской волне
У русского народа была, есть и будет неугасимая любовь к Российскому флоту. И мой скромный рассказ – о человеке, отдавшем многие годы жизни служению на флоте.
Вот уже много лет по заведенному правилу в день своего рождения и день Военно-Морского Флота утром во дворе своей усадьбы Владимир Васильевич Фисун поднимает морской флаг. Традицию эту он завел, как только поселился в станице Динской.
Владимир Васильевич гордится еще и тем, что его дед также служил на флоте. В Крымскую войну 1854-1855 гг. комендор Фисун вел огонь по французским и английским кораблям.
Владимира Фисуна семнадцатилетним призвали на военную службу в апреле 1943 года, когда кругом бушевала война. В Моздоке формировался флотский экипаж. В июне 1943 г. Владимир Фисун стоял в строю Киевской морской школы (эвакуированной в г. Энгельс Саратовской области). В учебном отряде обучали военно-морским дисциплинам, вырабатывали выносливость, прививали любовь к Родине.
...Блокадный Ленинград, куда по распределению прибыл Владимир Фисун, встретил новичков своей фронтовой суровостью: воем сирен, гудками кораблей и работающих заводов, частыми воздушными тревогами. У причалов стояли, возвышаясь своей громадой, корабли Балтийского флота всех рангов и видов. Отряд бывших курсантов остановился у лидера «Минск».
В Таллиннскую наступательную операцию войск Ленинградского фронта при содействии Краснознаменного Балтфлота старшина Владимир Фисун, как опытный командир-зенитчик, был переведен на тральщик № 459.
В мае 1945 года закончилась война. Но для моряков-тральщиков она еще продолжалась до 1953 г. Балтийское море было просто нашпиговано минами. В Финском заливе ВМС Германии, Финляндии и Советского Союза поставили около 70 тысяч мин различного типа. Тральщик № 459 в составе дивизиона всег-да все траления вел в заданном квадрате. Если простую мину можно было просто расстрелять из орудия, то акустическая мина приносила большие хлопоты. Это неконтактная мина, взрыватель которой с помощью гидрофонов преобразует все шумы движущихся кораблей в электрические импульсы, приводящие мину к взрыву в момент прохождения над ней корабля. Мины надо было только подрывать. Вот на такое опасное дело был откомандирован главстаршина Владимир Фисун. Имея большую физическую силу, он гнал двухвесельную шлюпку к мине. Море штормило, и офицеру-подрывнику было трудно поймать момент, прикрепить запальный шнур. Потом, налегая на весла, Владимир гнал шлюпку в сторону от взрыва.
Однажды офицер-минер укоротил запальный шнур и с опозданием дал команду на отход.
– Владимир, гони что есть силы! Опоздал я изрядно.
В. Фисун налег на весла. И только отошли от мины метров на десять, как весло на уключине переломилось. Пришлось одним веслом отрабатывать отход из зоны поражения. И все же успел Владимир отойти на расстояние, но тряхнуло сильно, водой окатило с ног до головы. Офицер от удара о шлюпку разбил себе бровь и переносицу.
14 лет мичман Владимир Фисун ходил по водам Балтики на тральщике № 459. А всего прослужил он в Вооруженных Силах СССР 27 календарных лет. Награжден медалью «За отличие в воинской службе».