Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Обращение в министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края

Обращение в министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края 20.03.2018

Обращение в министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края

Депутаты Совета муниципального образования Динской район обратились к министру топливно- энергетиче-ского комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края А.М. Волошину по проблемам ТКО.

Уважаемый Александр Михайлович!

В своих обращениях в Совет и администрацию района жители указывают на серьезные проблемы в сфере обращения с отходами в жилищно-коммунальном секторе: несвоевременный вывоз отходов с контейнерных площадок; неудовлетворительная организация сбора, хранения и вывоза крупногабаритных отходов; несоблюдение санитарных правил размещения контейнеров для сбора бытовых отходов и т.п.. Нехватка контейнеров, несвоевременный вывоз ТБО, отсутствие условий для мойки и дезинфекции автотранспорта, контейнеров для сбора бытовых отходов приводит к высокому уровню микробного загрязнения почвы на территории жилой застройки, что особенно актуально в летний период. Данные негативные факторы усугубляются увеличившимся в 2 раза тарифом регионального оператора.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 и пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а к вопросам местного значения муниципального района - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Необходимо также отметить, что аналогичные полномочия органов местного самоуправления соответствую-щих муниципальных образований по решению рассматриваемых вопросов местного значения закреплены и отраслевым законодательством - Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также- Закон № 89-ФЗ).
При этом сама организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транс-портированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, отне-сена к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (подпункт 7.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законода-тельных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Феде-рации», статья 6 Закона № 89-ФЗ).
Данные законоположения, закрепляя содержание подлежащих обязательному решению на соответствующем уровне вопросов, служат нормативно-правовым основанием для установления объема и содержания полномо-чий и финансовых обязательств органов исполнительной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в области обращения с отходами.
При этом указанные законоположения по своему правовому смыслу не предполагают возложения на органы местного самоуправления сельских поселений и района обязанности по оборудованию мест (площадок) накоп-ления отходов, в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет средств местного бюджета, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

В отличие от позиции заместителя главы администрации Динского района по вопросам ЖКХ Ю.Н. Савенко, изложенной в газете «Трибуна» от 15.03.2018 № 11, депутаты Совета муниципального образования Динской район считают, что перекладывание на органы местного самоуправления обязанности по обустройству и ре-монту контейнерных площадок и контейнеров, без наделения органов местного самоуправления соответству-ющими государственными полномочиями и предоставления субвенций для финансового покрытия расходов на связанные с этим мероприятия, ограничивает самостоятельность местного самоуправления, нарушает права муниципального образования.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращался к вопросам определения характера и объема полномочий и финансовых обязательств муниципальных образований в сфере обращения с отходами. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 апреля 2016 года №13-П «По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Нерюнгринский район»», установленная законом компетенция органов местного самоуправления в сфере обращения с ТКО предполагает возложение на органы местного самоуправления осуществления именно организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов.

Часть 1 статьи 13 Закона №89-ФЗ устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регу-лярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Часть 2 ста-тьи 13 Закона № 89-ФЗ определяет, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоя-щим Федеральным законом.
Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. №503-ФЗ глава III Закона № 89-ФЗ дополнена статьей 13.4, всту-пившей в силу с 31 декабря 2017 г. и установившей требования к местам (площадкам) накопления отходов.
С 1 января 2018 года накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологическим требованиям к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилиза-ции, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления посвящены положения ст. 22 Феде-рального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которыми предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Одним из основных документов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоп-лению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления, являются Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «СанПиН 42-128-4690-88. Сани-тарные правила содержания территорий населенных мест» утвержденные Главным государственным санитар-ным врачом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88. В них в частности говорится, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортив-ных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.

Таким образом, с 01 января 2018 года складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накоп-ления твердых коммунальных отходов должно осуществляться исключительно в контейнеры и бункеры, распо-ложенные на контейнерных площадках. Складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (бесконтейнерная си-стема сбора) является незаконным, так как прямо нарушает требованиям законодательства в области са-нитарно- эпидемиологического благополучия населения, а создание и оборудование мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Накопление, сбор твердых коммунальных отходов в соответствии с Законом № 89-ФЗ осуществляется в соот-ветствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Рос-сийской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных от-ходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными от-ходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», утвердившее Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее- Правила) издано в соот-ветствии с Законом N 89-ФЗ и не учитывает в действующей редакции изменений, внесенных Федеральным за-коном от 31 декабря 2017 г. № 503-ФЗ.

Являясь подзаконным актом, Постановление Правительства №1156 не может противоречить Федеральному закону. Соответственно, предусмотренный Правилами в пункте 10 раздела II способ складирования твердых коммунальных отходов потребителями в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным операто-ром, с 01 января 2018 года применяться не может. В данном случае при конкуренции правовых норм приме-няться должны специальные нормы отраслевого законодательства, имеющие большую юридическую силу, то есть Закон № 89-ФЗ. Также обращаем внимание, что в утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постанов-ление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» форме типового договора на ока-зание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в подпункте 31 Типового договора при ис-полнении договора стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 января 2017 г. №48 «Об утверждении Порядка сбора (в том числе раздельного) твердых коммунальных отходов на территории Красно-дарского края» утвержден Порядок сбора (в том числе раздельного) твердых коммунальных отходов на терри-тории Краснодарского края (далее- Порядок сбора ТКО). В соответствии с указанным правовым актом сбор ТКО на территории Краснодарского края обеспечивается региональными операторами, деятельность которых регулируется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Крас-нодарского края.
В соответствии с Разделом 3 Порядка сбора ТКО контейнеры для ТКО предоставляются потребителям регио-нальным оператором либо лицами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ТКО, в соответствии с договорами, заключенными с региональным оператором. Необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются региональным оператором в соответствии с сани-тарными нормами и правилами, исходя из числа жителей, проживающих в многоквартирных и жилых домах, для сбора отходов которых предназначены эти контейнеры, и нормативов накопления ТКО.
В этой связи депутаты Совета, представляя интересы населения муниципального образования Динской район обоснованно считают, что положения пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Феде-рального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не могут рассматриваться как предполагающие возложение на органы местного самоуправления обязанности по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов за счет средств местного бюджета, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Считаем необходимым обратить внимание министерства на необходимость в кротчайшие сроки обеспечить реализацию на территории Динского района положений Закона № 89-ФЗ о том, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По информации отраслевого органа администрации района Региональной энергетической комиссией – депар-таментом цен и тарифов Краснодарского края – в единый тариф на услугу регионального оператора не включены затраты на установку и содержание мусорных баков и контейнерных площадок.
В этой связи считаем необходимым сообщить следующее.
Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление нормативов накоп-ления твердых коммунальных отходов. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов для населения Краснодарского края были утверждены Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 марта 2017 г. №175.
При этом утвержденные для Динского района нормативы превышают нормы накопления, установленные для всех муниципальных образований, граничащих с Динским районом, за исключением Кореновского района.

1. Город Краснодар – (Норма накопления ТКО для населения многоквартирного жилого фонда, 2,31 м куб. в год или 415,8 кг/чел в год.), (Норма накопления ТКО для населения частного жилого фонда 2,65 м куб. в год или 477 кг/чел в год).
2. Динской район – (Норма накопления ТКО для населения многоквартирного жилого фонда, 2,6 м куб. в год или 520 кг/чел в год.), (Норма накопления ТКО для населения частного жилого фонда 3,1 м куб. в год или 620 кг/чел в год).
3. Калининский район – (Норма накопления ТКО для населения многоквартирного жилого фонда, 1,61 м куб. в год или 322 кг/чел в год.), (Норма накопления ТКО для населения частного жилого фонда 1,61 м куб. в год или 322 кг/чел в год).
4. Кореновский район – (Норма накопления ТКО для населения многоквартирного жилого фонда, 2,76 м куб. в год или 552 кг/чел в год.), (Норма накопления ТКО для населения частного жилого фонда 3,6 м куб. в год или 720 кг/чел в год).
5. Красноармейский район – (Норма накопления ТКО для населения многоквартирного жилого фонда, 2,4 м куб. в год или 444 кг/чел в год.), (Норма накопления ТКО для населения частного жилого фонда 2,4 м куб. в год или 444 кг/чел в год).
6. Тимашевский район – (Норма накопления ТКО для населения многоквартирного жилого фонда, 2,0 м куб. в год или 500 кг/чел в год.), (Норма накопления ТКО для населения частного жилого фонда 2.5 м куб. в год или 625 кг/чел в год).
7. Усть-Лабинский район – (Норма накопления ТКО для населения многоквартирного жилого фонда, 2,2 м куб. в год или 435 кг/чел в год.), (Норма накопления ТКО для населения частного жилого фонда 2,2 м куб. в год или 567 кг/чел в год).

Приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 5 ап-реля 2017 г. № 2/2017-тко «Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обраще-нию с твердыми коммунальными отходами» установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ОАО «Мусороуборочная компания» для населения в разме-ре 429,72 руб./куб.м.
В тоже время, до вступления в силу указанного Постановления в Динском районе действовали следующие нор-мы накопления и размер платы за сбор и вывоз ТКО:

1. Динское сельское поселение (ООО "Динская мусороуборочная компания") - Тариф для населения (руб/куб.м) - 286,50.
Годовая норма накопления отходов (куб.м) - 3,1 - частный сектор, 2,6- многоквартирные дома.
Плата с человека в месяц (руб.) - 74,01 – частный сектор62,07 – многоквартирные дома.

2. Первореченское сельское поселение (ООО "Динская мусороуборочная компания") - Тариф для населения (руб/куб.м) - 286,50.
Годовая норма накопления отходов (куб.м) - 3,1 - частный сектор, 2,6- многоквартирные дома.
Плата с человека в месяц (руб.) - 74,01 – частный сектор62,07 – многоквартирные дома.

3. Мичуринское сельское поселение (ООО "Динская мусороуборочная компания") - Тариф для населения (руб/куб.м) - 286,50.
Годовая норма накопления отходов (куб.м) - 3,1 - частный сектор, 2,6- многоквартирные дома.
Плата с человека в месяц (руб.) - 74,01 – частный сектор62,07 – многоквартирные дома.

4. Васюринское сельское поселение (ООО "Динская мусороуборочная компания") - Тариф для населения (руб/куб.м) - 286,50.
Годовая норма накопления отходов (куб.м) - 3,1 - частный сектор, 2,6- многоквартирные дома.
Плата с человека в месяц (руб.) - 74,01 – частный сектор62,07 – многоквартирные дома.

5. Старомышастовское сельское поселение (ООО "Динская мусороуборочная компания") - Тариф для населения (руб/куб.м) - 286,50.
Годовая норма накопления отходов (куб.м) - 3,1 - частный сектор, 2,6- многоквартирные дома.
Плата с человека в месяц (руб.) - 74,01 – частный сектор62,07 – многоквартирные дома.

6. Нововеличковское сельское поселение (ООО "Динская мусороуборочная компания") - Тариф для населения (руб/куб.м) - 286,50.
Годовая норма накопления отходов (куб.м) - 3,1 - частный сектор, 2,6- многоквартирные дома.
Плата с человека в месяц (руб.) - 74,01 – частный сектор62,07 – многоквартирные дома.

7. Пластуновское сельское поселение (МООО "Пластуновское ЖКХ") - Тариф для населения (руб/куб.м) - 395,64.
Годовая норма накопления отходов (куб.м) - 1,8-
Плата с человека в месяц (руб.) - 59,35

8. Красносельское сельское поселение (МООО "Пластуновское ЖКХ") - Тариф для населения (руб/куб.м) - 395,64.
Годовая норма накопления отходов (куб.м) - 1,8-
Плата с человека в месяц (руб.) - 59,35

9. Новотитаровское сельское поселение (ООО "Коммунальник") - Тариф для населения (руб/куб.м) - 491,22.
Годовая норма накопления отходов (куб.м) - 1,5
Плата с человека в месяц (руб.) - 61,40

10. Южно-Кубанское сельское поселение (МУП "Юг") - Тариф для населения (руб/куб.м) - 504,62.
Годовая норма накопления отходов (куб.м) - 1,5
Плата с человека в месяц (руб.) - 63,08

Таким образом, с 2017 года произошло одновременное увеличение тарифа для населения 8 из 10 сельских поселений и увеличение норм накопления в 4 из 10 сельских поселений.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 декабря 2012 года №1551, Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края по результатам оценки регулирующего воздействия проекта постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края «Об утверждении нормативов накоп-ления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае» направил в адрес заместителя министра топлив-но-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края С.И. Удинцева заключение, в котором отметил следующее.
«Регулирующим органом проведено сравнение предлагаемого варианта №1 правового регулирования «Утверждение нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае без проведения заме-ров» с вариантами:
№ 2 «Сохранения действующего способа регулирования (вариант невмешательства)» - данный вариант при-знан противоречащим действующему законодательству;
№ 3 «Утверждение нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае после про-ведения замеров» - по данным разработчика данный вариант невозможен в связи с отсутствием необходимого числа специалистов и финансового обеспечения.
Выбор варианта правового регулирования сделан разработчиком исходя из оценки возможности достижения заявленных целей регулирования и оценки рисков наступления неблагоприятных последствий.
Таким образом, в целях экономии средств министерством топливно- энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - министерство ЖКХ) был выбран вариант, при котором были утверждены экономически не обоснованные (для граждан) и не подкрепленные расчетами нормативы. Каким образом нормативы накопления для 4-х сельских поселений увеличились в 2 раза?

Департаментом проведена оценка эффективности предложенного регулирующим органом варианта правово-го регулирования, основанного на сведениях, содержащихся в соответствующих разделах сводного отчета, и установлено следующее:
проблема, на решение которой направлено правовое регулирование, разработчиком сформулирована точно;
разработчиком определены потенциальные адресаты предлагаемого правового регулирования, дана их количественная оценка;
по мнению разработчика, дополнительные расходы потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования (физических и юридических лиц) предполагаются в виде увеличения расходов на оплату услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами среди той категории потенциальных адресатов, которые не осуществляли оплату за услугу;

Таким образом, по мнению разработчика потенциальные адресаты (физические и юридические лица), добросо-вестно осуществлявшие оплату услуг, не должны нести дополнительных расходов, что по факту не соответствует действительности.

предполагается увеличение доходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования (региональных операторов) в связи с появлением обязанности для физических и юридических лиц по заключению договора на услуги по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов;
дополнительные расходы краевого бюджета, связанные с введением предлагаемого правового регулирования, предполагаются в сумме не менее 5 млн. рублей (на проведение замеров);
по мнению разработчика, риском введения предлагаемого правового регулирования является социальное напряжение населения, связанное с появлением обязанности у населения по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. В качестве метода контроля данного риска указана работа с населением по повышению экологической культуры и ответственности жителей.
Таким образом, разработчик открыто декларирует результаты предложенного им правового регулирования в виде повышения доходов регионального оператора за счет увеличение финансовой нагрузки на население. При этом ложно указывается на появившуюся у населения обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО. Данная обязанность всегда существовала у добросовестных потребителей услуг.
Разработчиком определена цена вопроса в масштабах края – 5 млн. руб. на проведение замеров, как того требует законодательство. Тем не менее, игнорируя требования законодательства, министерство ЖКХ посчитало возможным просто возложить финансовое бремя на жителей района, самоустранившись от решения вопроса. В этой ситуации возникает вопрос, а какая сумма средств была переплачена гражданами региональному оператору в течение 2017 и действующего периода 2018 года, если фактическая норма накопления окажется меньше утвержденной. Кто возместит гражданам возможные убытки и ответит за оплаченные региональному оператору услуги, если они фактически не оказывались в связи с завышенной нормой накопления? Для сведения, численность населения 4-х сельских поселений Динского района для которых вдвое была увеличена норма накопления ТКО составляет : Красносельское с/п – 3891 человек; Новотитаровское с/п – 29907 человек; Пластуновское с/п – 12091 человек; Южно-Кубанское с/п – 7679 человек.

В соответствии с пунктом 4.8 Порядка установлено следующее:
Проблемы, на решение которых направлено предлагаемое проектом правовое регулирование:
1) необходимость установления нормативов накопления ТКО в Краснодарском крае в связи с измене-нием федерального законодательства;
2) невозможность расчета тарифов на услугу по сбору и транспортировке ТКО в отсутствие утвержденных на уровне субъекта Российской Федерации нормативов накопления ТКО на территории Крас-нодарского края;
Таким образом, при необоснованном нормативе накопления ТКО не может быть рассчитан экономически обос-нованный тариф на услуги регионального оператора.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за комму-нальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с ТКО.
Частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Феде-ральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Фе-дерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных ак-тов) Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 458-ФЗ) установлено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствую-щего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Кроме того, Федеральный закон № 458-ФЗ наделил субъекты Российской Федерации полномочием по установ-лению нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их от-сутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потреб-ления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) нормативы накопления ТКО - среднее количество ТКО, образую-щихся в единицу времени.
В соответствии со статьей 24.10 Федерального закона № 89-ФЗ нормативы накопления твердых коммуналь-ных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полно-мочиями законом субъекта Российской Федерации).
Законом Краснодарского края от 13 марта 2000 года № 245-КЗ «Об отходах производства и потребления» установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к компетенции высшего ис-полнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Правилами определения нормативов накопления ТКО, утвержденными постановлением Правительства Рос-сийской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых комму-нальных отходов» (далее - Правила) установлен порядок определения нормативов накопления ТКО, регламен-тирующий процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
Правилами установлена возможность определения нормативов для категорий объектов, на которых образу-ются отходы, а также установлено, что для определения нормативов отходы замеряются.
Для этого выбираются отдельные участки поселений и городских округов. Для поселений и городских округов с населением до 300 тыс. чел. - участки, на которых проживают не менее 2% общей численности. С населением 300 - 500 тыс. чел. - не менее 1%. При численности свыше 500 тыс. чел. - не менее 0,5%. На таких участках отходы замеряются на не менее чем 3 объектах каждой категории. Если нужное количество объектов от-сутствует, отходы замеряются на меньшем числе объектов. При замерах используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки. Недопустимо смешивать отходы объектов различных категорий, а также уплотнять их. Замеры по объекту каждой категории проводятся каждый сезон 7 дней подряд. При этом периодичность вывоза отходов значения не имеет. Полученные данные о массе и объеме отходов конкретного объекта каждой категории суммируются по дням недели. Норматив определяется исходя из этих данных и выражается в количественных показателях массы и объема отходов на одну расчетную единицу. Расчетные единицы по каждой категории объектов устанавливаются уполномоченными органами власти.
Правилами установлена возможность дифференцировать нормативы по территориям региона, муниципаль-ных образований (групп последних) и зон деятельности региональных операторов по обращению с ТКО, а также категориям потребителей услуги по обращению с отходами и объектов, на которых образуются от-ходы, а также возможность установления среднесуточного за сезон, среднесезонного суточного, годового и среднемесячного нормативов. Приведены формулы для расчета.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО, которые касаются проведения замеров отходов, определения расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.
Рассматриваемым проектом предлагается установить:
нормативы накопления ТКО для населения Краснодарского края (с территориальным дифференцированием по муниципальным районам и городским округам Краснодарского края, а также с выделением категорий объек-тов - многоквартирный и частный жилой фонд);
нормативы накопления ТКО для предпринимателей и юридических лиц Краснодарского края (без дифференци-ации по территориальному признаку с выделением категорий объектов по видам деятельности).
Следует отметить, что замеры нормативов ТКО в соответствии с Правилами не проводились. Вместе с тем проектом предусмотрена организация проведения министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края натуральных замеров отходов в соответствии с Правилами в течение четырех сезонов после вступления в силу предусмотренного проектом регулирования.
В протоколе всероссийского совещания по вопросам готовности субъектов Российской Федерации к ведению нового регулирования деятельности в области обращения ТКО от 7 июня 2016 года № 429-ПРМ-АЧ отмечена возможность применения субъектами Российской Федерации имеющихся исходных данных для утверждения нормативов накопления ТКО, которые должны быть скорректированы по истечении первых 4 сезонов.

В настоящее время прошел ровно год с момента утверждения нормативов, таким образом, в ближайшее время они должны быть скорректированы на основании натуральных замеров.

Исходя из вышеизложенного и с учетом того, что нормативы накопления ТКО утверждаются высшим ис-полнительным органом государственной власти Краснодарского края, предусмотренное проектом правовое регулирование иными правовыми способами не представляется возможным.
При этом необходимо отметить, что возможны альтернативные варианты правового регулирования с ис-пользованием иных организационных способов правового регулирования:
«Утверждение нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае после проведе-ния замеров» при наличии необходимого финансового обеспечения;

В соответствии с Разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13 января 2017 г. «Об особенностях действия норм федерального законодательства, регулирующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в 2017 - 2019 годах» Федеральным законом от 28 декаб-ря 2016 г. №486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», всту-пившим в силу 29 декабря 2016 года, предусматривается поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года. Таким образом, феде-ральный законодатель установил переходный период, позволяющий субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, при которой об-ращение с твердыми коммунальными отходами может осуществляться только по договорам с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

«Утверждение нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае до проведения замеров, но с ограничением срока их действия до проведения замеров и их корректировки по истечении первых 4 сезонов».
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 марта 2017 г. №175 «Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов в Краснодарском крае» не содержит положений, определяющих период его ограниченного действия во времени.

Содержание и порядок реализации полномочий органа государственной власти Краснодарского края изменяется в части проведения министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края натуральных замеров отходов в соответствии с Правилами в течение четы-рех сезонов после вступления в силу предусмотренного проектом регулирования.
Риски недостижения цели правового регулирования, а также возможные негативные последствия от введения правового регулирования для экономического развития отраслей экономики Краснодарского края заключаются в следующем:
1) риск утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае без проведения замеров заключается в отсутствии достоверной информации о накоплении отходов для разных категорий потребителей услуг по обращению с отходами, а также для разных категорий объектов и территорий, на которых образуются отходы, что может привести к утверждению либо завышенных, либо заниженных нормативов, и, следовательно, как к необоснованным расходам субъектов предпринимательской деятельности, так и к недополученным доходам региональных операторов;
2) риск невозможности организации предусмотренного пунктом 3 проекта мероприятия по проведению министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края натуральных замеров отходов в соответствии с Правилами в течение четырех сезонов после вступления в силу предусмотренного проектом регулирования в связи с отсутствием необходимого числа специалистов и финансового обеспечения;

В соответствии с Разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13 января 2017 г. «Об особенностях действия норм федерального законодательства, регулирующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в 2017 - 2019 годах» субъектам Российской Федерации необходимо было в течение 2017 года завершить работу по разработке и установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов с учетом четырех сезонов.

3) риск недостаточности механизмов правового регулирования, связанный с отсутствием в проекте указаний на дальнейшие действия министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, которые позволят учесть итоги проведения натуральных за-меров отходов в соответствии с Правилами в течение четырех сезонов, предусмотренных пунктом 3 проекта.
Например, установление ограничения срока действия утвержденных нормативов накопления ТКО до проведе-ния замеров, а также положения по их корректировке по истечении первых 4 сезонов.

По результатам оценки регулирующего воздействия сделаны выводы о наличии в представленном про-екте нормативного правового акта положений, указанных в пункте 4.11 Порядка, и о возможности его даль-нейшего согласования с учетом рисков, изложенных в заключении, а также с учетом оценки эффективности предложенного варианта правового регулирования.

Заместитель руководителя
департамента Ю.С. Самсонова».


Принимая во внимание, что министерством ЖКХ не учтены риски и негативные финансовые последствия как для муниципалитета, так и для его жителей, вызванные принятием Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 марта 2017 г. №175 в существующей редакции, считаем необходимым, действуя по поручению и в интересах жителей муниципального образования Динской район обозначить перед министерством топливно- энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края первостепенные задачи, требующие незамедлительного решения:
1) пересмотреть нормативы накопления ТКО по результатам натуральных замеров отходов в установленном порядке не позднее 1-го полугодия 2018 года, либо вернуться к нормам накопления, действовавшим в Динском районе на 01 января 2017 года;
2) обязать регионального оператора до конца 2018 года оборудовать места (площадки) накопления отходов в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», градостроительными нормами и в соответствии с числом жителей, проживающих в соответствующем микрорайоне.
При этом расчетный объем контейнеров должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования и быть согласован с администрациями сельских поселений;
3) обязать регионального оператора до конца 2018 года оборудовать бункеры на контейнерных площадках, либо создать специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов в местах традиционного образования несанкционированных свалок в черте населенного пункта, по согласованию с администрациями сельских поселений и в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При соответствующем оборудовании контейнерных площадок и установлении на них необходимого ко-личества контейнеров, рассчитанных исходя из числа пользователей, в том числе бункеров или площадок для складирования крупногабаритных отходов, а также обеспечения в соответствии с санитарными нормами и правилами графика вывоза ТКО, проблема поддержания чистоты и порядка на контейнерных площадках, а также несанкционированных свалок уйдет сама собой.
4) установить строгий контроль за соблюдением Региональным оператором требований санитарного законода-тельства при накоплении, сборе, транспортировке отходов производства и потребления, полностью исключив без контейнерный способ сбора ТКО;
5) обеспечить внесение региональным оператором изменений в договора на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями, предусмотрев способ складирования ТКО в местах сбора только в сменяемые или не-сменяемые контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках (контейнерная система сбора);
6) внести необходимые изменения в территориальную схему обращения с твердыми коммунальными отходами отразив в ней мест расположения новых контейнерных площадок.

В связи с вышеизложенным, считаем необходимо внести изменения в Соглашение по обращению с твердыми коммунальными отходами по Краснодарской зоне деятельности от 9 января 2017 года (в редакции дополни-тельного соглашения № 1 от 23 июня 2017 года) заключенное между Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и Открытым акционер-ным обществом «Мусороуборочная компания», предусмотрев в нем обязанность регионального оператора по установке контейнерных площадок и мест для крупногабаритного мусора в необходимых количествах.

В СЛУЧАЕ ОТСУТСТВИИ РЕАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ ИМЕЮЩИХСЯ У МИНИСТЕРСТВА ПОЛНОМОЧИЙ, ОСТАВЛЯЕМ ЗА СОБОЙ ПРАВО РЕКОМЕНДОВАТЬ ГРАЖДАНАМ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОЕ ПРАВО НА КОЛЛЕКТИВНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ ЗА ЗАЩИТОЙ СВОИХ НАРУШЕННЫХ ПРАВ В ПРОКУРАТУРУ И СУД.

В связи с изложенным, прошу направить информацию о результатах рассмотрения настоящего обращения в Совет муниципального образования Динской район в установленный срок.

О результатах жители района будут проинформированы дополнительно.

Количество показов: 3630
Дата изменения: 20.03.2018 09:24:43

Возврат к списку


Все баннеры