Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

И снова "Об образовании"!

И снова "Об образовании"!

И снова "Об образовании"!

15 сентября 2011 года представители Совета молодых депутатов приняли участие в организации и проведении круглого стола по разъяснению и обсуждению положений проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», с участием в нем заместителя председателя Законодательного Собрания Краснодарского края, председателя комитета по вопросам образования, науки, делам семьи и молодежи Чернявского Виктора Васильевича, председателя Краснодарской краевой территориальной организации профсоюза работников образования и науки Российской Федерации Цей Людмилы Ивановны, руководителя управления по надзору и контролю в сфере образования департамента образования и науки Краснодарского края Горностаевой Татьяны Юрьевны, депутатов Совета муниципального образования Динской район, депутатов сельских поселений района, руководителей общеобразовательных учреждений, представителей педагогической общественности, профсоюзного коллектива образовательных учреждений, представителей родительской общественности района.

Одним из докладчиков на данном мероприятии был председатель Совета молодых депутатов при представительном органе муниципального образования Динской район М.В. Шалимов.

«Дискуссия вокруг проекта закона об образовании демонстрирует ярко выраженный интерес к закону и к вопросам образования в целом, в особенности со стороны активных участников образовательного процесса, прежде всего со стороны родителей обучающихся и педагогического сообщества. Большинством принятие нового закона воспринимается как актуальное неизбежное событие, с ним связаны надежды (а может быть и опасения) на решение многих проблем в сфере образования.

Проект федерального закона отражает стремление каждой из сторон усилить свою позицию по контролю за образовательным процессом (родители/обучающиеся – педагоги).

Российский союзом ректоров высказался за приоритетность государственного регулирования системы образования и сбалансированность интересов сторон.

Считаю неукоснительным соблюдения положений Конституции РФ при формулировании соответствующих положений проекта федерального закона, в том числе в части закрепления государственных гарантий на общедоступное и бесплатное образование, установленных уровней образования.

Как отмечают многие юристы концептуальным недостатком данного проекта – переход фактический правового регулирования образовательных отношений из сферы преимущественно публично – правового регулирования, оперяющегося на субординационных, властных методах, к частно – правовому диспозитивному регулированию, основанному на равенстве и автономии воли сторон.

В проекте предпринята попытка урегулировать в одном законе отношения – образовательные (обучение); государственно – правовые (по разграничению полномочий и предметов ведения между публичными образованиями); государственно – управленческие (административно – правовые отношения органов исполнительной власти и организаций); гражданско-правовые; финансовые; трудовые.

Хотел бы отметить, с положительной стороны, решение вопроса связанного с введением обязательного дошкольного образования, учитывая положение ст. 43 Конституции определяющего дошкольное образование как общедоступное и бесплатное. Третья версия вводит одним из уровней образование – дошкольное образование, то есть становиться частью общего образования.

При этом в законопроекте должны быть определены цели и принципы дошкольного образования как первого уровня образования, закрепление обязанности и ответственности родителей по организации получения детьми дошкольного образования, а также обязательства государства по обеспечению его общедоступности в различных формах (как в образовательной организации, так и в их семье) вне зависимости разной финансовой обеспеченности субъектов РФ и муниципалитетов.

В законе, по словам директора департамента общего образования Минобрнауки РФ Елены Низиенко, будут прописаны гарантии государства по «обязательному дошкольному образованию».

«Не обязательность для всех детей ходить в детский сад, а гарантии государства, что оно берет на себя обязательство и официально фиксирует в законе обеспечить всех детей полноценным дошкольным образованием». Считаю важным аспектом следующее, если нет возможности обеспечения со стороны государства дошкольным уровнем образования ребенка, то компенсировать родителю, законному представителю его невозможность тем самым приступить к исполнению трудовых обязанностей.

Очереди только растут (около 2 млн).

Предлагается прописать, что государственные гарантии в сфере образования распространяются на все образовательные организации независимо от форм собственности.

Важно обратить внимание на тот факт, что авторы закона отказываются от действующей нормы в соответствии с которой обучаются в вузах на бюджетной основе 170 человек на каждые 10 000 населения, и взамен предлагают другую «за счет средств федерального бюджета финансирования обучение в аккредитованных образовательных организациях высшего образования не менее 800 студентов на каждые 10 000 человек в возрасте от 17 до 30 проживающих в РФ»

Причем данное положение не ограничивает права лиц другого возраста на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования.

Эта статья заслуживает особого обсуждения, поскольку привязывает численность бюджетных студентов в вузах не ко всему населению, а к той возрастной группе, которая его в основном получает.

Правда, сделанная оговорка в праве лиц другого возраста учиться в высших учебных заведения за счет бюджетных средств, при условии прохождения конкурса несколько размывает данный подход.

Прежняя форма позволяла оперативно прикинуть, сколько примерно в России будет бюджетных студентов. Новая формулировка делает такую прикидку трудоемкой и не позволяет без серьезного демографического прогноза предсказать динамику и численность бюджетных студентов, и состав бюджетного приема.

Если в предыдущей версиях проекта категорически ликвидировались льготы для инвалидов при поступлении в вузы, то в новой редакции эти льготы сохраняются в пределах установленных льгот, но по сравнению с действующим законодательством это все равно шаг назад.

Все – таки образование не сфера услуг, а общественное благо и система ценностей. Школа не должна биться над проблемой, как заработать.

Дополнительное образование школьников в значительной мере должно быть заботой государства (региона, муниципалитета) а не только отдельной образовательной организации и оставаться бесплатным.

В ст. 8 к полномочиям переданных субъектам РФ добавить организацию экспертизы учебников родного языка, родной литературы и отбора организаций осуществляющих издание этих учебников.

Законопроект направлен на максимальное введение рыночных механизмов в образование (минимизирует роль государства в финансировании). Для сельских школ нельзя вводить только подушевое финансирование, должно быть нормативное и подушевое.

С учетом существования различных сект, пропагандирующих отрицание получения образования, считаю необходимым, ст. 5 дополнить пунктом «Отказ от права на образование – ничтожен».

Приоритетным ответчиком за создание условий обучения должно быть государство. Необходимо закрепить финансирование системы безопасности в образовательных учреждениях из средств бюджета РФ и субъекта РФ.

Резюмируя вышесказанное, можно прийти к выводу, что, к сожалению, пока что система образования в России живет во многом за счет инерции, и руководству нашей страны, соответствующих министерств, ведомств и организаций очень важно суметь правильным образом распорядиться этим подталкивающим даром из прошлого, заменив конструкцию и переставив на новые надежные рельсы все быстрее останавливающийся «локомотив знаний ХХ века», сделав это на рабочем ходу, не потеряв преемственности, но без лишних сомнений отбросив трудно модернизируемые по тем или иным причинам «вагоны»».


Источник: http://www.kubzsk.ru/


Количество показов: 1002
Дата изменения: 09.02.2012 09:12:29

Возврат к списку


Все баннеры