Руководитель фракции ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» С. И. Орлов созвал заседание фракции по вопросу «О реформе местного самоуправления.»
- Уважаемые коллеги. Еще раз хотелось бы сказать об идущей реформе местного самоуправления.
27 мая 2014 года был принят Федеральный закон № 136-ФЗ, направленный на реализацию объявленной президентом страны реформы местного самоуправления.
Кратко озвучу принципиальные изменения, касающиеся муниципального района и поселений.
Прежде всего, изменяется принцип формирования органов местного самоуправления.
Все существующие модели организации местной власти сохраняются. Но, выбор этих моделей за субъектами Российской Федерации.
Субъекту РФ предоставлено право своим законом определить один из 2-х способов формирования структуры органов местного самоуправления:
Так районный Совет:
1) может формироваться из глав поселений, и из депутатов поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной нормой представительства.
2) и может избираться на муниципальных выборах, как это существует сейчас.
Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации:
1) либо избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
2) в случае избрания на муниципальных выборах он либо исполняет полномочия председателя Совета, либо возглавляет местную администрацию;
3) в случае избрания представительным органом только исполняет полномочия его председателя;
Если глава муниципального образования будет возглавлять Совет, то глава администрации будет наемным менеджером на конкурсной основе. При этом половина членов конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность главы администрации будет назначаться Советом, а другая половина - губернатором.
Таким образом, краевому законодателю предоставлена свобода выбора. Он может определить, как формировать структуру органов местного самоуправления как в целом, так и в отдельных муниципальных образованиях, либо оставить окончательное решение за муниципальным образованием (через принятие соответствующих положений устава).
Изменяется компетенция муниципальных районов и сельских поселений по решению вопросов местного значения.
Всем известна справедливая критика, что полномочий у поселений много, а денег мало. В связи с этим законодатель разделил функции городских и сельских поселений.
В селе упор сделан на досуг, культуру, массовый спорт, благоустройство, поддержку сельского хозяйства и малых предприятий, работу с детьми и молодежью. Каждое поселение это должно уметь делать.
За сельским поселением остается 13 вопросов местного значения, вместо 44, существующих сейчас. Это минимальный перечень, который не может быть сокращен. Все остальные вопросы с 1 января 2015 года будет исполнять район.
Однако, краевым законом, часть из этих полномочий может быть закреплена за сельским поселением.
Так же законами субъекта возможно перераспределять полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта.
Сейчас у нас насчитывается 200 с лишним отраслевых Федеральных законов, содержащих полномочия органов местного самоуправления. Вот эти полномочия субъекты могут перераспределять, забирая часть себе.
При этом Законом вводится несгораемый перечень - 16 так называемых несгораемых полномочий.
Нельзя забирать полномочия муниципалитетов, установленные Конституцией, а также находящиеся в исключительной компетенции представительного органа. Например, по принятию Устава, бюджета, по налогам, по управлению муниципальной собственностью, по удалению главы в отставку, и так далее.
В течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона должны быть приняты законы субъектов о порядке избрания или формирования представительных органов муниципального района, а также способе избрания глав муниципальных образований.
До дня вступления в силу законов субъектов Российской Федерации в муниципальных образованиях сохраняется действующий порядок избрания глав муниципальных образований и представительных органов муниципальных районов.
Недавно ЗСК провел в крае кустовые семинары. В частности, были высказаны пожелания, помимо 13 обязательных полномочий, предусмотренных федеральным законом, закрепить за поселениями дополнительные полномочия, когда для этого есть соответствующие возможности. Как показывает практика, органы местного самоуправления в большинстве поселений в состоянии самостоятельно обеспечивать исполнение вопросов местного значения.
Профильный комитет ЗСК предложил рассмотреть на заседаниях представительных органов поселений и муниципальных районов вопрос о закреплении за сельскими поселениями дополнительных полномочий, учитывая особенность каждого поселения, его бюджетные и кадровые возможности.
До 15 августа предложено направить эти предложения в виде инициатив от каждого муниципального района в Законодательное Собрание края, предварительно согласовав их с краевой администрацией.
Уже в сентябре парламенту Кубани предстоит принять 37 краевых законов по предложениям муниципальных районов о закреплении за сельскими поселениями дополнительных полномочий.
До 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют свои полномочия по ранее действовавшему законодательству.
Вот вкратце основные новеллы. Желающие более подробно изучить данный вопрос могут обращаться в орг. отдел за необходимыми материалами.
Предлагаю депутатам принять активное участие в обсуждении вопросов передачи полномочий на уровне поселений.