Обращение в министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края
Депутаты Совета муниципального образования Динской район обратились к министру топливно- энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края А.М. Волошину по проблемам ТКО.
Уважаемый Александр Михайлович!
В связи с многочисленными обращениями жителей Динского района в органы местного самоуправления по вопросам, касающимся накопления, сбора, транспортирования твердых коммунальных отходов и в целом работы регионального оператора, данный вопрос стал темой рассмотрения очередного собрания депутатской фракции Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Совете муниципального образования Динской район.
В своих обращениях в Совет и администрацию района жители указывают на серьезные проблемы в сфере обращения с отходами в жилищно-коммунальном секторе: несвоевременный вывоз отходов с контейнерных площадок; неудовлетворительная организация сбора, хранения и вывоза крупногабаритных отходов; несоблюдение санитарных правил размещения контейнеров для сбора бытовых отходов и т.п.. Нехватка контейнеров, несвоевременный вывоз ТБО, отсутствие условий для мойки и дезинфекции автотранспорта, контейнеров для сбора бытовых отходов приводит к высокому уровню микробного загрязнения почвы на территории жилой застройки, что особенно актуально в летний период. Данные негативные факторы усугубляются увеличившимся в 2 раза тарифом регионального оператора.
По результатам рассмотрения вопроса считаю необходимым сообщить следующее.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 и пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а к вопросам местного значения муниципального района - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Необходимо также отметить, что аналогичные полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по решению рассматриваемых вопросов местного значения закреплены и отраслевым законодательством - Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также- Закон № 89-ФЗ).
При этом сама организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (подпункт 7.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 6 Закона № 89-ФЗ).
Данные законоположения, закрепляя содержание подлежащих обязательному решению на соответствующем уровне вопросов, служат нормативно-правовым основанием для установления объема и содержания полномочий и финансовых обязательств органов исполнительной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в области обращения с отходами.
При этом указанные законоположения по своему правовому смыслу не предполагают возложения на органы местного самоуправления сельских поселений и района обязанности по оборудованию мест (площадок) накопления отходов, в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет средств местного бюджета, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
В отличие от позиции заместителя главы администрации Динского района по вопросам ЖКХ Ю.Н. Савенко, изложенной в газете «Трибуна» от 15.03.2018 № 11, депутаты Совета муниципального образования Динской район считают, что перекладывание на органы местного самоуправления обязанности по обустройству и ремонту контейнерных площадок и контейнеров, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями и предоставления субвенций для финансового покрытия расходов на связанные с этим мероприятия, ограничивает самостоятельность местного самоуправления, нарушает права муниципального образования.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращался к вопросам определения характера и объема полномочий и финансовых обязательств муниципальных образований в сфере обращения с отходами. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 апреля 2016 года №13-П «По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Нерюнгринский район»», установленная законом компетенция органов местного самоуправления в сфере обращения с ТКО предполагает возложение на органы местного самоуправления осуществления именно организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов.
Часть 1 статьи 13 Закона №89-ФЗ устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Часть 2 статьи 13 Закона № 89-ФЗ определяет, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. №503-ФЗ глава III Закона № 89-ФЗ дополнена статьей 13.4, вступившей в силу с 31 декабря 2017 г. и установившей требования к местам (площадкам) накопления отходов.
С 1 января 2018 года накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологическим требованиям к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления посвящены положения ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которыми предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Одним из основных документов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления, являются Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88. В них в частности говорится, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
Таким образом, с 01 января 2018 года складирование твердых комму-нальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов должно осуществляться исключительно в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках. Складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (бесконтейнерная система сбора) является незаконным, так как прямо нарушает требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения, а создание и оборудование мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Накопление, сбор твердых коммунальных отходов в соответствии с Законом № 89-ФЗ осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», утвердившее Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее- Правила) издано в соответствии с Законом N 89-ФЗ и не учитывает в действующей редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 503-ФЗ.
Являясь подзаконным актом, Постановление Правительства №1156 не может противоречить Федеральному закону. Соответственно, предусмотрен-ный Правилами в пункте 10 раздела II способ складирования твердых коммунальных отходов потребителями в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, с 01 января 2018 года применяться не может. В данном случае при конкуренции правовых норм применяться должны специальные нормы отраслевого законодательства, имеющие большую юридическую силу, то есть Закон № 89-ФЗ. Также обращаем внимание, что в утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» форме типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в подпункте 31 Типового договора при исполнении договора стороны обязуются руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 января 2017 г. №48 «Об утверждении Порядка сбора (в том числе раздельного) твердых коммунальных отходов на территории Краснодарского края» утвержден Порядок сбора (в том числе раздельного) твердых коммунальных отходов на территории Краснодарского края (далее- Порядок сбора ТКО). В соответствии с указанным правовым актом сбор ТКО на территории Краснодарского края обеспечивается региональными операторами, деятельность которых регулируется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.
В соответствии с Разделом 3 Порядка сбора ТКО контейнеры для ТКО предоставляются потребителям региональным оператором либо лицами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ТКО, в соответствии с договорами, заключенными с региональным оператором. Необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются региональным оператором в соответствии с санитарными нормами и правилами, исходя из числа жителей, проживающих в многоквартирных и жилых домах, для сбора отходов которых предназначены эти контейнеры, и нормативов накопления ТКО.
В этой связи депутаты Совета, представляя интересы населения муници-пального образования Динской район обоснованно считают, что положения пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не могут рассматриваться как предполагающие возложение на органы местного самоуправления обязанности по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов за счет средств местного бюджета, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
Считаем необходимым обратить внимание министерства на необходи-мость в кротчайшие сроки обеспечить реализацию на территории Динского района положений Закона № 89-ФЗ о том, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По информации отраслевого органа администрации района Региональной энергетической комиссией – департаментом цен и тарифов Краснодарского края – в единый тариф на услугу регионального оператора не включены затраты на установку и содержание мусорных баков и контейнерных площадок.
В этой связи считаем необходимым сообщить следующее.
Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов для населения Краснодарского края были утверждены Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 марта 2017 г. №175.
При этом утвержденные для Динского района нормативы превышают нормы накопления, установленные для всех муниципальных образований, граничащих с Динским районом, за исключением Кореновского района.
Наименование города, района Норма накопления ТКО для населения много-квартирного жилого фонда, м куб. в год и кг/чел в год Норма накопления ТКО для населения частного жилого фонда м куб. в год и кг/чел в год
2 3 4
Город Краснодар 2,31 / 415,8 2,65 / 477
Динской район 2,6 / 520 3,1 / 620
Калининский район 1,61 / 322 1,61 / 322
Кореновский район 2,76 / 552 3,6 / 720
Красноармейский район 2,4 / 444 2,4 / 444
Тимашевский район 2,0 / 500 2.5 / 625
Усть-Лабинский район 2,2 / 435 2,2 / 567
Приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 5 апреля 2017 г. № 2/2017-тко «Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами» установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ОАО «Мусороуборочная компания» для населения в размере 429,72 руб./куб.м.
В тоже время, до вступления в силу указанного Постановления в Динском районе действовали следующие нормы накопления и размер платы за сбор и вывоз ТКО:
Наименование
сельского
поселения Наименование
организации Тариф
для
населения (руб/куб.м) Годовая норма накопления отходов (куб.м) Плата с че-ловека в месяц (руб.)
Динское
ООО "Динская му-сороуборочная компания"
286,50 3,1 - частный сектор 2,6- многоквар-тирные дома 74,01 –
частный сектор
62,07 –
многоквар-тирные дома
Первореченское
Мичуринское
Васюринское
Старомышастовское
Нововеличковское
Пластуновское МООО "Пласту-новское ЖКХ"
395,64
1,8
59,35
Красносельское
Новотитаровское ООО "Коммуналь-ник" 491,22 1,5 61,40
Южно-Кубанское МУП "Юг" 504,62 1,5 63,08
Таким образом, с 2017 года произошло одновременное увеличение тарифа для населения 8 из 10 сельских поселений и увеличение норм накопления в 4 из 10 сельских поселений.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 декабря 2012 года №1551, Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края по результатам оценки регулирующего воздействия проекта постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае» направил в адрес заместителя министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края С.И. Удинцева заключение, в котором отметил следующее.
«Регулирующим органом проведено сравнение предлагаемого варианта №1 пра-вового регулирования «Утверждение нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае без проведения замеров» с вариантами:
№ 2 «Сохранения действующего способа регулирования (вариант невмешатель-ства)» - данный вариант признан противоречащим действующему законодатель-ству;
№ 3 «Утверждение нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае после проведения замеров» - по данным разработчика данный вариант невозможен в связи с отсутствием необходимого числа специалистов и фи-нансового обеспечения.
Выбор варианта правового регулирования сделан разработчиком исходя из оценки возможности достижения заявленных целей регулирования и оценки рисков наступления неблагоприятных последствий.
Таким образом, в целях экономии средств министерством топливно- энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - министерство ЖКХ) был выбран вариант, при котором были утверждены экономически не обоснованные (для граждан) и не подкрепленные расчетами нормативы. Каким образом нормативы накопления для 4-х сельских поселений увеличились в 2 раза?
Департаментом проведена оценка эффективности предложенного регулирую-щим органом варианта правового регулирования, основанного на сведениях, содер-жащихся в соответствующих разделах сводного отчета, и установлено следующее:
проблема, на решение которой направлено правовое регулирование, разработчи-ком сформулирована точно;
разработчиком определены потенциальные адресаты предлагаемого правового регулирования, дана их количественная оценка;
по мнению разработчика, дополнительные расходы потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования (физических и юридических лиц) предполага-ются в виде увеличения расходов на оплату услуги по обращению с твердыми комму-нальными отходами среди той категории потенциальных адресатов, которые не осуществляли оплату за услугу;
Таким образом, по мнению разработчика потенциальные адресаты (физические и юридические лица), добросовестно осуществлявшие оплату услуг, не должны нести дополнительных расходов, что по факту не соответствует действительности.
предполагается увеличение доходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования (региональных операторов) в связи с появлением обязанно-сти для физических и юридических лиц по заключению договора на услуги по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов;
дополнительные расходы краевого бюджета, связанные с введением предлагаемо-го правового регулирования, предполагаются в сумме не менее 5 млн. рублей (на про-ведение замеров);
по мнению разработчика, риском введения предлагаемого правового регулирова-ния является социальное напряжение населения, связанное с появлением обязанности у населения по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. В качестве метода контроля данного риска указана работа с населением по повыше-нию экологической культуры и ответственности жителей.
Таким образом, разработчик открыто декларирует результаты предложенного им правового регулирования в виде повышения доходов регионального оператора за счет увеличение финансовой нагрузки на население. При этом ложно указывается на появившуюся у населения обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО. Данная обязанность всегда существовала у добросовестных потребителей услуг.
Разработчиком определена цена вопроса в масштабах края – 5 млн. руб. на проведение замеров, как того требует законодательство. Тем не менее, игнорируя требования законодательства, министерство ЖКХ посчитало возможным просто возложить финансовое бремя на жителей района, самоустранившись от решения вопроса. В этой ситуации возникает вопрос, а какая сумма средств была переплачена гражданами региональному оператору в течение 2017 и действующего периода 2018 года, если фактическая норма накопления окажется меньше утвержденной. Кто возместит гражданам возможные убытки и ответит за оплаченные региональному оператору услуги, если они фактически не оказывались в связи с завышенной нормой накопления? Для сведения, численность населения 4-х сельских поселений Динского района для которых вдвое была увеличена норма накопления ТКО составляет : Красносельское с/п – 3891 человек; Новотитаровское с/п – 29907 человек; Пластуновское с/п – 12091 человек; Южно-Кубанское с/п – 7679 человек.
В соответствии с пунктом 4.8 Порядка установлено следующее:
Проблемы, на решение которых направлено предлагаемое проектом право-вое регулирование:
1) необходимость установления нормативов накопления ТКО в Краснодарском крае в связи с изменением федерального законодательства;
2) невозможность расчета тарифов на услугу по сбору и транспортировке ТКО в отсутствие утвержденных на уровне субъекта Российской Федерации нор-мативов накопления ТКО на территории Краснодарского края;
Таким образом, при необоснованном нормативе накопления ТКО не может быть рассчитан экономически обоснованный тариф на услуги регионального оператора.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обра-щение с ТКО.
Частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 458-ФЗ) установлено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Кроме того, Федеральный закон № 458-ФЗ наделил субъекты Российской Феде-рации полномочием по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об от-ходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) нормати-вы накопления ТКО - среднее количество ТКО, образующихся в единицу времени.
В соответствии со статьей 24.10 Федерального закона № 89-ФЗ нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнитель-ной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Законом Краснодарского края от 13 марта 2000 года № 245-КЗ «Об отходах производства и потребления» установление нормативов накопления твердых комму-нальных отходов отнесено к компетенции высшего исполнительного органа государ-ственной власти Краснодарского края.
Правилами определения нормативов накопления ТКО, утвержденными постанов-лением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (далее - Пра-вила) установлен порядок определения нормативов накопления ТКО, регламентиру-ющий процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
Правилами установлена возможность определения нормативов для категорий объектов, на которых образуются отходы, а также установлено, что для определе-ния нормативов отходы замеряются.
Для этого выбираются отдельные участки поселений и городских округов. Для поселений и городских округов с населением до 300 тыс. чел. - участки, на которых проживают не менее 2% общей численности. С населением 300 - 500 тыс. чел. - не менее 1%. При численности свыше 500 тыс. чел. - не менее 0,5%. На таких участках отходы замеряются на не менее чем 3 объектах каждой категории. Если нужное ко-личество объектов отсутствует, отходы замеряются на меньшем числе объектов. При замерах используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки. Недопу-стимо смешивать отходы объектов различных категорий, а также уплотнять их. Замеры по объекту каждой категории проводятся каждый сезон 7 дней подряд. При этом периодичность вывоза отходов значения не имеет. Полученные данные о массе и объеме отходов конкретного объекта каждой категории суммируются по дням недели. Норматив определяется исходя из этих данных и выражается в количе-ственных показателях массы и объема отходов на одну расчетную единицу. Расчет-ные единицы по каждой категории объектов устанавливаются уполномоченными органами власти.
Правилами установлена возможность дифференцировать нормативы по терри-ториям региона, муниципальных образований (групп последних) и зон деятельности региональных операторов по обращению с ТКО, а также категориям потребителей услуги по обращению с отходами и объектов, на которых образуются отходы, а также возможность установления среднесуточного за сезон, среднесезонного су-точного, годового и среднемесячного нормативов. Приведены формулы для расчета.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года утверждены Методические рекомен-дации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО, которые касаются проведения замеров отходов, определения расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.
Рассматриваемым проектом предлагается установить:
нормативы накопления ТКО для населения Краснодарского края (с территори-альным дифференцированием по муниципальным районам и городским округам Крас-нодарского края, а также с выделением категорий объектов - многоквартирный и частный жилой фонд);
нормативы накопления ТКО для предпринимателей и юридических лиц Красно-дарского края (без дифференциации по территориальному признаку с выделением категорий объектов по видам деятельности).
Следует отметить, что замеры нормативов ТКО в соответствии с Правилами не проводились. Вместе с тем проектом предусмотрена организация проведения ми-нистерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хо-зяйства Краснодарского края натуральных замеров отходов в соответствии с Пра-вилами в течение четырех сезонов после вступления в силу предусмотренного проек-том регулирования.
В протоколе всероссийского совещания по вопросам готовности субъектов Рос-сийской Федерации к ведению нового регулирования деятельности в области обра-щения ТКО от 7 июня 2016 года № 429-ПРМ-АЧ отмечена возможность применения субъектами Российской Федерации имеющихся исходных данных для утверждения нормативов накопления ТКО, которые должны быть скорректированы по истечении первых 4 сезонов.
В настоящее время прошел ровно год с момента утверждения нормативов, таким образом, в ближайшее время они должны быть скорректированы на основании натуральных замеров.
Исходя из вышеизложенного и с учетом того, что нормативы накопления ТКО утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти Красно-дарского края, предусмотренное проектом правовое регулирование иными правовыми способами не представляется возможным.
При этом необходимо отметить, что возможны альтернативные варианты правового регулирования с использованием иных организационных способов правового регулирования:
«Утверждение нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Крас-нодарском крае после проведения замеров» при наличии необходимого финансового обеспечения;
В соответствии с Разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13 января 2017 г. «Об особенностях действия норм федерального законодательства, регулирующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в 2017 - 2019 годах» Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. №486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 29 декабря 2016 года, предусматривается поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года. Таким образом, федеральный законодатель установил переходный период, позволяющий субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, при которой обращение с твердыми коммунальными отходами может осуществляться только по договорам с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
«Утверждение нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Крас-нодарском крае до проведения замеров, но с ограничением срока их действия до про-ведения замеров и их корректировки по истечении первых 4 сезонов».
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 марта 2017 г. №175 «Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов в Краснодарском крае» не содержит положений, определяющих период его ограниченного действия во времени.
Содержание и порядок реализации полномочий органа государственной власти Краснодарского края изменяется в части проведения министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края натуральных замеров отходов в соответствии с Правилами в течение четырех сезонов после вступления в силу предусмотренного проектом регулирования.
Риски недостижения цели правового регулирования, а также возможные негативные последствия от введения правового регулирования для экономического развития отраслей экономики Краснодарского края заключаются в следующем:
1) риск утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае без проведения замеров заключается в отсутствии достовер-ной информации о накоплении отходов для разных категорий потребителей услуг по обращению с отходами, а также для разных категорий объектов и территорий, на которых образуются отходы, что может привести к утверждению либо завышен-ных, либо заниженных нормативов, и, следовательно, как к необоснованным расходам субъектов предпринимательской деятельности, так и к недополученным доходам региональных операторов;
2) риск невозможности организации предусмотренного пунктом 3 проекта мероприятия по проведению министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края натуральных замеров от-ходов в соответствии с Правилами в течение четырех сезонов после вступления в силу предусмотренного проектом регулирования в связи с отсутствием необходимо-го числа специалистов и финансового обеспечения;
В соответствии с Разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13 января 2017 г. «Об особенностях действия норм федерального законодательства, регулирующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в 2017 - 2019 годах» субъектам Российской Федерации необходимо было в течение 2017 года завершить работу по разработке и установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов с учетом четырех сезонов.
3) риск недостаточности механизмов правового регулирования, связанный с отсутствием в проекте указаний на дальнейшие действия министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, которые позволят учесть итоги проведения натуральных замеров отходов в соответствии с Правилами в течение четырех сезонов, предусмотренных пунктом 3 проекта.
Например, установление ограничения срока действия утвержденных нормативов накопления ТКО до проведения замеров, а также положения по их корректировке по истечении первых 4 сезонов.
По результатам оценки регулирующего воздействия сделаны выводы о наличии в представленном проекте нормативного правового акта положений, указанных в пункте 4.11 Порядка, и о возможности его дальнейшего согласования с учетом рис-ков, изложенных в заключении, а также с учетом оценки эффективности предло-женного варианта правового регулирования.
Заместитель руководителя
департамента Ю.С. Самсонова».
Принимая во внимание, что министерством ЖКХ не учтены риски и негативные финансовые последствия как для муниципалитета, так и для его жителей, вызванные принятием Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 марта 2017 г. №175 в существующей редакции, считаем необходимым, действуя по поручению и в интересах жителей муниципального образования Динской район обозначить перед министерством топливно- энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края первостепенные задачи, требующие незамедлительного решения:
1) пересмотреть нормативы накопления ТКО по результатам натуральных замеров отходов в установленном порядке не позднее 1-го полугодия 2018 года, либо вернуться к нормам накопления, действовавшим в Динском районе на 01 января 2017 года;
2) обязать регионального оператора до конца 2018 года оборудовать места (площадки) накопления отходов в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», градостроительными нормами и в соответствии с числом жителей, проживающих в соответствующем микрорайоне.
При этом расчетный объем контейнеров должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования и быть согласован с администрациями сельских поселений;
3) обязать регионального оператора до конца 2018 года оборудовать бункеры на контейнерных площадках, либо создать специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов в местах традиционного образования несанкционированных свалок в черте населенного пункта, по согласованию с администрациями сельских поселений и в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При соответствующем оборудовании контейнерных площадок и установлении на них необходимого количества контейнеров, рассчитанных исходя из числа пользователей, в том числе бункеров или площадок для складирования крупногабаритных отходов, а также обеспечения в соответствии с санитарными нормами и правилами графика вывоза ТКО, проблема поддержания чистоты и порядка на контейнерных площадках, а также несанкционированных свалок уйдет сама собой.
4) установить строгий контроль за соблюдением Региональным операто-ром требований санитарного законодательства при накоплении, сборе, транспортировке отходов производства и потребления, полностью исключив без контейнерный способ сбора ТКО;
5) обеспечить внесение региональным оператором изменений в договора на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями, предусмотрев способ складирования ТКО в местах сбора только в сменяемые или несменяемые контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках (контейнерная система сбора);
6) внести необходимые изменения в территориальную схему обращения с твердыми коммунальными отходами отразив в ней мест расположения новых контейнерных площадок.
В связи с вышеизложенным, считаем необходимо внести изменения в Со-глашение по обращению с твердыми коммунальными отходами по Краснодарской зоне деятельности от 9 января 2017 года (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 23 июня 2017 года) заключенное между Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и Открытым акционерным обществом «Мусороуборочная компания», предусмотрев в нем обязанность регионального оператора по установке контейнерных площадок и мест для крупногабаритного мусора в необходимых количествах.
В случае отсутствии реальных действий в рамках имеющихся у министерства полномочий, оставляем за собой право рекомендовать гражданам реализовать свое право на коллективные обращения за защитой своих нарушенных прав в прокуратуру и суд.
В связи с изложенным, прошу направить информацию о результатах рассмотрения настоящего обращения в Совет муниципального образования Динской район в установленный срок.
Руководитель депутатской фракции
ВПП «Единая Россия», председатель
Совета муниципального образования
Динской район Ю.В. Ильченко
Количество показов: 1217
Дата изменения: 20.03.2018 08:24:39